Пятница, 29.03.2024, 15:27
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер "О связи между дарованием Торы и принесением первых плодов Земли Израиля в Храм"

О связи между дарованием Торы и

принесением первых плодов Земли Израиля в Храм

Праздник Шавуот, как практически любой из еврейских праздников, включает в себя несколько аспектов. С одной стороны, это праздник дарования Торы, а с другой - праздник приношения первых плодов, а так же, праздник сбора урожая пшеницы. Еще одной особенностью этого праздника, является то, что у него нет фиксированной даты. Мы знаем, что, например, Рош аШана отмечается в первый день месяца Тишрей, а Песах в 15-й день месяца нисан. Про Шавуот же сама Тора говорит, что он наступает на 50 день после 1-го дня праздника Песах. В те времена, когда начало месяца устанавливалось в соответствии со свидетельством, а не по постоянному календарю, как это происходит сегодня, праздник мог наступать в промежутке от 5го до 7го сивана.

Почему же мы все-таки отмечаем дарование Торы именно в шестой день месяца сиван? Дело в том, что, по мнению мудрецов (трактат Псахим, ВТ 4,2 и комментарии) именно в этот день был заложен потенциал для получения Торы. Между исходом из Египта, который мы отмечали в Песах и этим днем прошло 7 полных недель, во время которых еврейский народ поднялся с 49, предпоследней системе духовной нечистоты, до уровня, на котором мы были способны получить Тору.

В отличие от других праздников, этот день наиболее сильно связан с Землей Израиля и завершает процесс, начавшийся во время выхода из Египта. Ведь мы вышли не просто так, чтобы освободиться от рабства, а с определенной целью - прийти в Землю Израиля, чтобы жить в ней в соответствии с теми законами, которые передал нам Творец во время дарования Торы.

Так в чем же отличие Шавуота от других праздников? Как уже было сказано выше, этот день ознаменовал начало приношения в Храм первых плодов нового урожая. Изначально речь идет о плодах, которыми славится Земля Израиля: виноград, гранаты, финики, инжир, маслины. Их естественно можно приносить лишь в Храм, находящийся в Иерусалиме. Кроме того, эта заповедь связанна только с Землей Израиля и с теми, кто в ней живет. Это же касается и сбора урожая пшеницы.

В этот день, начался процесс дарования Торы, длившийся сорок лет. Если праздник Песах - это день рождения еврейского народа, то Шавуот - день нашего совершеннолетия (принятия Торы и заповедей). Давайте посмотрим на этапы, сопровождавшие наш рост, как народа.

Начало пути – книга Брейшит, которая описывает жизнь наших праотцев. Это фундамент, т.к. речь идет в основном об универсальных общечеловеческих ценностях. До того, что ты еврей, научись быть просто человеком. Или, как сказали наши мудрецы, дерех эрец кадма ле Тора (универсальные человеческие ценности, моральное поведение, предшествовали Торе).

Потом наступило рождение - Песах, исход из Египта. После этого мы получаем заповедь о шаббате, прежде всего в её социальном аспекте, потом дарование Торы под горой Синай. Сразу после этого в Торе перечислен большой корпус различных социально-экономических заповедей, без которых невозможна нормальная общественная жизнь, потом - строительство Мишкана, переносного Храма, и лишь на последнем этапе -храмовая служба во всех её проявлениях.

Все это являлось подготовкой (занявшей 40 лет) к нормальному состоянию еврейского народа, когда он весь будет жить на территории Земли Израиля, будет иметь свою государственность, и будет напрямую связан с Творцом, через Храм в Иерусалиме.

Было бы ошибочно думать, что аспект дарования Торы и сельскохозяйственный аспект этого дня, существуют параллельно и никак не связаны между собой. Мудрецы видят внутреннюю связь первого из речений Декалога (Шемот 20,2) «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» и заповеди о приношении первых плодов (Ваикра 23,22) «А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля своего, когда жнешь, и опавшее от жатвы твоей не подбирай: бедному и пришельцу оставь это. Я Г-сподь, Б-г ваш». Когда мы благодарим Творца за урожай, который мы собрали, мы обязаны помнить о бедном и о пришельце и это является частью нашей исторической памяти, как народа, вышедшего из Египта и не имевшего собственной земли.

Второй раз мы это встречаем в книге Дварим (17, 9-12): «Семь седмиц отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь седмиц. И совершай праздник седмиц Г-споду, Б-гу твоему, данью доброхотной руки твоей, которую ты дашь по мере того, как благословит тебя Г-сподь, Б-г твой. И веселись пред Г-сподом, Б-гом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Лейвит, который во вратах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в среде твоей, на месте, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения там имени Своего. И вспомни, что рабом был ты в Египте, и соблюдай и исполняй уставы эти». В праздник Суккот мы тоже обязаны не обойти вниманием бедных и слабых. Но особенностью Шавуота являющегося в соответствии с Торой, прежде всего сельскохозяйственным праздником благодарения за урожай, выросший в Земле Израиля, является то, что без оказания внимания бедным и слабым, невозможно исполнить заповедь помнить о выходе из Египта в этот день, и связь между приношением урожая и дарованием Торы.

После Синайского откровения первый корпус заповедей, который мы получаем, это социально общественные заповеди, значение которых можно определить так, как это сделал пророк Йехезкель (18, 5): «А человек, который праведен и поступает по закону и справедливости». Почему же Творец начал именно с этих заповедей, как сказано (Шемот 21,1) «И вот законы, которые ты предложишь им». РаМБаН видит прямую связь между декалогом и этими заповедями, данными для всего еврейского народа

Мидраш (Мехильта Дераби Ишмаэль, Мишпатим, раздел 1) говорит: «Говорил рабби Шимон бар Йохай: Почему эти законы предшествовали всем заповедям Торы? Потому что, когда есть конфликт между людьми, то между ними есть вражда, а когда он разрешается, то тогда между ними наступает мир».

Рабби Шимон считал, что Тора видит приоритет в мире между человеком и его ближним, над ритуальными заповедями (заповеди между человеком и Творцом). То, что глава Мишпатим расположена сразу, после Синайского откровения, показывает нам, что забота о слабом и взаимоотношения между людьми находятся во главе приоритетов Того, кто дал нам Тору.

Хочу привести несколько высказываний одного из выдающихся еврейских мудрецов середины 19 века, рава Исраэля Салантера, возмущавшегося диспропорцией между соблюдением социально-общественных заповедей и ритуальных заповедей. Известно его высказывание о том, что: «Подобно тому, как человек проверяет, есть ли капля крови в яйце перед его употреблением, с той же тщательностью нужно проверять, как он ведет себя в бизнесе. Не может быть совершенным соблюдение лишь заповедей связанных с законами Песаха, если нет такого же тщательного исполнения заповедей, собранных в разделе Хошен Мишпат». Он так же считал, что особо тщательное соблюдение заповедей не должно происходить за счет окружающих.

Поскольку этот праздник наиболее сильно связан с Землей Израиля, мы должны помнить так же и об условии нашего пребывания на этой земле, которое ставит Творец в книге «Ваикра» (18,4-5) «Мои законы исполняйте и Мои уставы соблюдайте, чтобы следовать им; Я Г-сподь, Б-г ваш. Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими; Я Г-сподь.», а так же (18, 26) «А вы соблюдайте уставы Мои и законы Мои, и не делайте (ничего) из этих мерзостей – ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас». Наказанием за нарушение этих законов, (как социально экономических, так и ритуальных), является изгнание с этой Земли, которая не может терпеть духовную нечистоту, и аморальное поведение.

В заключение хочу привести мнение профессора Шалома Розенберга о влиянии дарования Торы на всех нас до сегодняшнего дня: «Без морали иудаизм лишен смысла. Духовная работа, не сопровождающаяся моральными ценностями и соответствующим поведением, является самым большим грехом, описываемым Торой - осквернение имени Творца. Иудаизм призывает нас к ответственности, и мы всегда надеемся, что Тора сделает нас лучше. У нас, как у людей есть много возможностей оступиться и согрешить, без того, чтобы услышать голос Творца. Но само осознание того, что у нас есть моральные обязанности и существование внутри нас голоса совести, является результатом Синайского откровения, голоса, сошедшего к нам с неба. На Синае мы получили законы, а вместе с ними, слава Богу, и чувство вины, и мы должны гордиться этим. Более того, человек, не слышащий голос Творца, но при этом ощущающий моральные императивы, ведет себя в соответствии с ожиданиями Творца, даже если он формально не соблюдает заповеди. Светский человек, ищущий настоящие моральные ценности ведет себя в соответствии с отголоском голоса Творца, который он слышал на Синае. Лишь благодаря этому внутреннему голосу, такой человек ищет философское объяснение своему моральному поведению».

Я желаю всем нам услышать в себе отзвуки Синайского откровения, и претворить их в нашу повседневную жизнь.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/170573.html
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (01.06.2014)
Просмотров: 1651 | Теги: рав Салантер, Шавуот, храм, заповеди, Эрец Исраэль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы