1.
Известно, что сеют для того, чтобы проросло, – и поэтому любое
действие, способствующее росту растений, является производной работой от
основной работы «сеять». В связи с этим запрещено выливать воду на
семена или под деревья, чтобы они росли. И даже омывать руки в таком
месте тоже запрещено, ведь, не-смотря на то, что он намеревается только
омыть руки, это – «псик рейша» (т.е., независимо от его воли вода
попадет на растения и будет способствовать их росту). Но разрешено
мочиться на траву, так как это не способствует ее росту.
Вообще,
лучше устрожить и не устраивать в Шабат трапезу в саду – ведь и помимо
опасения пролить воду на растения, в саду есть дополнительный запрет:
там запрещено переносить вещи, как будет объяснено далее, в главе 43.
2. Следует остеречься, чтобы не бросать семена в место, куда попадают
дожди. А если он бросает семена для кур, то не следует бросать больше
той порции, которую они съедят за один день. Но если в этом месте
ходят люди, то бросать там зерна разрешено, ведь, поскольку земля
утрамбована нога-ми, зерна не прорастут.
3. Запрещено из Торы
замачивать пшеничные, ячменные и другие зерна в воде – ведь, как
известно, благо-даря этому они прорастают. Но можно замачивать только
количество, необходимое для того, чтобы немедленно дать в корм скоту,
так как он не имеет в виду, что эти зерна прорастут, – и они
действительно не про-растут, но будут съедены скотом (Хаей Адам, Илхот
Шабат, 11:2).
4. В Шабат запрещено ставить ветки деревьев или цветы
в воду. Но если на ветках нет цветов, их разрешено возвратить в воду, –
однако добавлять воду все же запрещено. И есть законоучителя, которые
считают, что разрешено изначально ставить такие ветви в кувшин с водой,
приготовленный с кануна Шабата, а запрещено только добавлять воду. И
возможно, что на это можно положиться в том случае, если забыл поставить
их в воду в канун Шабата (Мишна Брура, 336:54, Шаар а-Циюн, 48).
5. Тот, кто берет сосуд, в котором выращивают лук и т. п., или дерево,
выращиваемое в доме, и ставит во дворе или в саду, – ответственен по
закону Торы, так как это – тоже работа «сеять». Ведь вначале у данного
растения не было возможности питаться из земли, а теперь оно питается из
земли. (Однако в ряде случаев этот запрет касается даже цветочных
горшков, не имеющих отверстий. – Примечание редактора книги).
И знай, что посеявший даже мельчайшее количество посевного материала ответственен по закону Торы.
Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма». Взято из еженедельника "Беерот Ицхак". номер 14
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik