Законы Рош Ашана
1.
Как известно,
Рош Ашана
(еврейский
новый год) –
это в первую
очередь
время суда.
Дни суда в
нашей Торе
вызывают
совсем
другие ассоциации,
чем суд у
неевреев.
Вспоминая Рош
Ашана, мы
думаем о
возвышенности
этих дней.
Даже мелодии
в синагогах
вызывают
неописуемое
желание
вернуться
назад,
раскаяться.
Так,
наверное,
чувствует
себя сын
короля,
оставивший
царский
дворец и
теперь, после
долгих лет
скитаний,
решивший
вернуться назад.
Как
отдалились
мы от
Создателя!
Этого не
должно было
произойти!..
Создатель
нас так
любит... Мы
молимся: «И до
дня смерти ты
все ждешь
его...» – Он так
ждет нашего
раскаяния.
Всевышний по
милости
Своей
выделил
десять дней в
году, чтобы в
эти дни мы подвели
итог всего
года и
исправили
все, что сделали
не так. В эти
дни можно
почувствовать,
как
Всевышний
возвращает
нас назад.
Если использовать
эти дни
правильно,
можно очень
высоко
подняться.
Один
словацкий
нееврей
после
перехода в
иудаизм
рассказал,
что на него
повлиял вид
евреев в
течение этих
дней
раскаяния:
«Это были
совсем
другие люди,
не те, с кем я
привык вести
бизнес в
течение года
– это были
ангелы».
2.
Рош Ашана –
это в первую
очередь
праздник, поэтому
обычные
законы
праздника
относятся к
этим дням. Не
просто
нельзя
делать
работу,
запрещенную
в Йом Тов, – нужно
сделать этот
день
праздничным –
есть две
трапезы,
одеваться
красиво
(некоторые носят
кител – белую
одежду,
другие
надевают кител
только в Йом
Кипур).
Принято во
время вечерней
трапезы есть
определенные
виды пищи,
как хороший
знак, показывая,
что мы
полагаем, что
будем оправданы
на
предстоящем
суде. Так,
например,
халу макают в
мед (согласно
сефардскому
обычаю, в
соль её тоже
требуется
обмакнуть). В
сидурах
напечатано,
что говорят,
когда едят
различные
символические
виды пищи.
3.
Тора
заповедует
нам слушать в
Рош Ашана трубление
шофара.
Существуют
сложные законы
трубления,
детальное
обсуждение
которых
выходит за
рамки этой
книги. Скажем
в общем, что
перед
трублением
нужно иметь в
виду выполнить
заповедь
Торы и с
начала
трубления
нельзя
разговаривать
и
отвлекаться,
а нужно слушать
внимательно,
не пропуская
ни одного
звука. В
шофар трубят
после чтения
Торы, то есть
перед
молитвой
мусаф, а
потом во время
самой
молитвы.
Согласно
обычаю, всего
мы слышим сто
звуков
шофара в
течение
праздника.
4.
По закону,
женщины не
обязаны
слушать шофар,
но обычай
всех
еврейских
женщин
постараться
услышать
хотя бы
минимальное
количество
звуков, то
есть
тридцать. В
большинстве
общин
устраивают
специальное
трубление
для женщин в
разное время,
когда им
удобно. Если
женщина не
может пойти в
синагогу ни в
один из
назначенных
моментов, для
нее трубят
дома (её муж
или любой
знающий
еврей). В Субботу
в шофар не
трубят,
двигать
шофар тоже
нельзя, он
является
мукце (см. главу
Ваякхель).
5.
День после
Рош Ашана
(третье
тишрея) – пост
Гедалии (см.
главу
Вайигаш).
Таким
образом, сразу
после
праздника
все евреи
постятся. Некоторые
продолжают
поститься
(хотя бы до полудня)
во все дни
раскаяния,
кроме
Субботы и дня
перед Йом
Кипуром.
Разумеется,
главное – это
не пост, а
раскаяние и
решение
изменить
поведение.
Особенно
нужно
работать над
дурными
качествами,
см. главу
Шемот.
Источник: http://www.torahone.com/docs/KitzurHalachot.htm |