Рав И.М. Лау о социальных сетях
На прошлой неделе, перед праздником Шавуот, рав Исраэль Меир Лау дал интервью религиозному еженедельнику «Мацав аРуах»номер 334. Вот небольшой отрывок, касающийся его мнения о социальных сетях:
«Мне не знакомы современные понятия – социальные сети, СМС, вотсап, твит, токбек, лайк, для меня это разговорный китайский. Иногда меня выводит из себя видеть, когда в кнессете, на каких либо мероприятиях или торжествах, люди заняты айфонами, вместо того, чтобы смотреть на оратора или на хупу. Во время самых волнующих событий, таких как церемонии на Гиват аТахмошет в День Иерусалима, я смотрю назад и вижу людей, играющих с телефонами. Это создает отчуждение. Я слышу, что даже дома родители и дети сидят за столом (если удается всем собраться вместе и взгляд каждого концентрируется на аппарате в его руках, вместо того чтобы смотреть на членов семьи).
Вместе с тем, можно сравнить явление социальных сетей, с серебряными трубами, которые сопровождали еврейский народ в пустыне. В тот момент, когда подобные вещи существуют, мы не можем их отбрасывать или делать вид, что их нет. Моше Рабейну получил повеление приготовить множество различных инструментов для переносного Храма в пустыне. Талмуд в трактате Мелахот говорит, что все эти инструменты сделанные Моше, годились и для того времени, и навечно и использовались как в первом, так и во втором Храме - стол, ковчег, жертвенник, менора, и.т.д.
Было лишь одно исключение, которое предназначалось для поколения пустыни, а не на вечно - две серебряные трубы для того, чтобы созывать народ, сообщать о начале походов. Рав Ицхак Йедидья Френкель (тесть рава Лау, бывший главным раввином Тель Авива), объяснял, что трубы были средствами связи тех дней. В пустыне было достаточно двух труб. С каждой стороны скинии было три колена и этого было достаточно для связи со всем народом. Все слышали и знали, что означает трубление в эти трубы.
В то же время, когда народ находится от реки Египетской (Эль-Ариш), до реки Прат ( южная и северная границы земли Израиля) не возможно связываться с народом при помощи двух труб. Лидер должен знать, как трубить в трубы соответствующие его периоду. То, что подходило для времени пустыни, не подходит на все поколения, если мы сегодня живем в эпоху социальных сетей, мы должны использовать эти сети с тем, чтобы наш голос был услышан, голос религиозного еврейства. Если нужно реагировать, то нужно реагировать. В то время, что это существует, нужно приспособить наше трубление к современным трубам. Социальные сети сегодня, это трубы нашего поколения, и нужно знать, как трубить и озвучивать слова Творца на этом уровне».
Кстати, за неделю до Шавуота в Москве вышел перевод на русский язык книги Рава Лау, про пережитое им в детстве в Бухенвальде. В переводе на русский книга называется «Лёлик».
Еще одна малоизвестная подробность о раве Лау: у него никогда не было и нет мобильника.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/191248.html |