Пятница, 19.04.2024, 19:16
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Трудовое законодательство с точки зрения Галахи"

Трудовое законодательство с точки зрения Галахи

 

Недавно мы читали недельную главу "Ваеце" (И вышел), в которой описывается пребывание нашего праотца Яакова в доме Лавана в течение 20 лет. Это первое упоминание в Торе о взаимоотношениях между работником и работодателем. Лаван при этом ведет себя по отношению к Яакову нечестно и Тора недвусмысленно это подчеркивает. Яаков же относится к своим обязанностям даже более строго, чем это требовалось. Ещё в нескольких местах Тора касается вопросов, которые сегодня принято называть трудовым законодательством. В частности, дважды фигурирует запрет задерживать заработную плату работника, в шаббаты и праздники все работники, как евреи, так и не евреи обязаны отдыхать, и.т.д.

Несомненно, что та система взаимоотношений между работником и работодателем, которою заповедует нам Тора, была прогрессивной не только в древности, но и в гораздо более поздние эпохи. Современное трудовое законодательство, принятое в западном мире в значительной степени базируется на морально нравственных основах Торы. Возникает и обратный вопрос: какой статус имеет светское трудовое законодательство с точки зрения Галахи, и насколько оно обязательно к исполнению? Поскольку трудовое законодательство, как любая другая область права – достаточно обширно, я предлагаю ограничиться несколькими, наиболее типичными примерами.

Обязанность оплаты труда работника, это денежное обязательство, возложенное на работодателя Торой (Ваикра 19,13 и Дварим 24, 15).

"Не обирай ближнего твоего и не грабительствуй, и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра".

"В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Г-споду, и не было на тебе греха".

Помимо этого на работодателе так же лежит моральная обязанность оплаты труда работника. Мудрецы Талмуда видели её на уровне, близком к законам о жизни и смерти (ВТ, Баба Мециа 112, 1): "и ждет ее душа его» (Дварим 24, 15)- каждый, задерживающий плату наемного работника, как будто отнимает у него душу. РаМБаМ, в "Законах о наемных рабочих"(11, 2) и вслед за ним Шульхан Арух в разделе Хошен Мишпат, "Законы о наемных рабочих"(339, 2)постановляют: "каждый, задерживающий плату наемного работника, как будто забирает у него душу" и нарушает 5 запретов Торы и одну повелительную заповедь". Мудрецы Талмуда приводят мнение по которому Творец забирает душу грабителя, другими словами, тот, кто задерживает плату, вредит, прежде всего, самому себе. Мудрецы обязали работодателя выплачивать зарплату деньгами, а не результатами труда работника (ВТ Баба Мециа 118, 1). Рашба, один из ранних комментаторов Талмуда объясняет, что работник не для того нанимался к работодателю, чтобы после окончания работы вечером идти и продавать на рынке что либо, чтобы получить за это деньги, для того, чтобы купить себе пропитание.

Относительно трудовых взаимоотношений, действует важный галахический принцип, называемый "Обычаи государства". Вот что пишет Хафец Хаим в своей книге "Сфат Тамим", (глава 5): "И закон в соответствии с обычаями государства, места и времени. И если недоплатит ему (работнику) даже грош, то будет называться в соответствии с Торой грабителем, отнимающим заработную плату работника".

Галаха заботится так же и о честности между работодателей и работником. Поэтому работодателю запрещено нанимать работника, если ему заранее известно, что он не сможет выполнять все условия оплаты, т.к. работник предполагает, что получит все, что ему положено и с точки зрения работодателя это является обманом. Вот что пишет автор "Сефер а Хинух" (588): "В любом случае ожидается от любого нормального человека, что он позаботится о том, чтобы у него были деньги, прежде чем наймет рабочих". Об этом же пишет Хафец Хаим в книге "Аават Хесед", (глава 10, раздел 12), что подобно тому, как запрещено человеку брать ссуду, если он знает, что не сможет её выплатить, так же и работодатель обязан заплатить работнику деньги, а не какой либо их эквивалент" (Шульхан Арух, Хошен Мишпат 336).

По мнению рава Рээма аКоэна, главы йешиват Эсдер поселения Отниэль, тот, кто изначально знает, что у него не будет необходимых денег, не имеет права нанимать работников с точки зрения здравого смысла.

Какие усилия должен прикладывать работодатель для того, чтобы выплатить все, что полагается, вовремя и полностью? По мнению Хафец Хаима, он должен взять ссуду ("Аават Хесед", глава 1, раздел 16). В "Шульхан Арух аРав", (Законы о наемных работниках, 18) описывается, что Аризаль задерживался с молитвой минха, чтобы вовремя выплатить плату работников. По мнению ШАХа (автора комментария к Шульхан Арух "Сифтей Коэн") на Хошен Мишпат (339, 2), даже если работодатель сообщил работнику о задержке с оплатой, все равно обязан выплатить вовремя. Это же мнение мы встречаем в книге Зоар на главу Кдушим, лист 85.

В случае задержки оплаты наемного работника, присутствует так же элемент осквернения имени Творца (Хилуль аШем). Вот как описывает это мидраш "Ялкут Шимони" на главу "Ваэтханан", раздел 838 на стих "…и возлюбишь ты Творца": "И возлюбишь ты Творца, Б-га твоего, чтобы твои поступки приводили к любви к Творцу… что когда будут видеть, что ведешь честно свои дела, говорили о тебе "счастлив такой то, что учил Тору, счастлив его отец, что учил его Торе, счастлив его учитель, что учил его Торе…посмотрите на этого человека, который учил Тору, как хороши и правильны его поступки. А когда человек учит Тору, но дела его нечестны - что говорят о нем? Горе этому человеку, что учил Тору, горе отцу этого человека, который учил его Торе, горе его учителю, который учил его Торе, смотрите на этого человека, который учил Тору, и как отвратительны его поступки".

Трудовое законодательство государства Израиль по большинству мнений подпадает под определение "дина демалкута дина" (закон государства - закон) (Циц Элиэзер 5, 30) (Ихвэ Даат 5,63) и многие другие. По мнению рава Ури Дасберга в ежегоднике "Тхумин" (20), отношения между работником и работодателем выходят за рамки отношений между двумя людьми и не могут обуславливаться, поскольку отказ одного работника от своих прав может полностью разрушить всю систему социальных прав работников, которая построена в израильском обществе.

Еще одним фактором является понятие "Обычай государства", как это фигурирует у РаМБаМа в "Законах о межличностных отношениях"(23,12) . Шульхан Арух, Эвен аЭзер (66, 11) и Хошен Мишпат (331,1), Циц Элиэзер (2, 23).

Когда Галаха упоминает понятие "оплата", в него входит не только сама заработная плата, но и все сопутствующие социальные льготы и выплаты, как то: оплата сверхурочных, отпускные, больничный, и.т.д., и.т.п.  

При этом всем важно помнить, что и на работнике лежит галахическая обязанность тщательно и качественно выполнять свою работу, как говорит о себе праотец Яаков (Брейшит 31,6): "Вы же знаете, что я всею силою своею служил отцу вашему". РаМБаМ в "Законах о найме рабочих", раздел (13,6) устанавливает, что наемный работник не имеет права морить себя голодом, и кормить своей едой своих детей из-за того, что это будет нанесением ущерба хозяину, т.к. он ослабнет и не сможет выполнять свою работу в полную силу. А вот что пишет РаМБаМ, завершая этот раздел: " Подобно тому, как работодатель не имеет права задерживать зарплату бедняка, так же и бедняк не имеет право наносить урон работе, выполняемой для своего хозяина, чтобы не тратил время попусту то здесь то там и не получилось бы, что таким образом он целый день обманывал хозяина…и так же обязан работать из-за всех сил подобно праведному праотцу Яакову, который сказал (Брейшит 31,6) "…всею силою своею служил отцу вашему", и за э то получил награду и в этом мире, как сказано "…и разбогател он весьма…".

В трактате ВТ "Брахот" (16,1) рассматривается то, как должны молиться наемные работники и благословлять после еды. В результате обсуждений, мудрецы устанавливают сокращенный вариант молитвы и сокращают благословения после еды, чтобы это не отвлекало от работы. (Правда в наше время это потеряло свою актуальность и об этом пишет еще Шульхан Арух, Орах Хаим, раздел 110).Известно так же, что наемные работники не обязаны вставать перед стариком или мудрецом Торы.

В заключение хочу привести отрывок из респонсов рава Узиэля, Главного Сефардского Раввина государства Израиль в период его образования. Опубликовано это в сборнике: "Мишпатей Узиэль", раздел актуальных вопросов, 46: "…и подобно тому, как работник должен быть абсолютно лоялен работодателю и точно выполнять свою работу, так же он должен отдавать все свои силы работе…относиться с любовью к работе которую он выполняет и не уподобляться машине и не вести себя формально, как просто наемный рабочий получающий зарплату, а видеть себя компаньоном в том деле, которым, он занимается."

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/183400.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (09.12.2014)
Просмотров: 1230 | Теги: галаха, Яаков и Лаван, Тора, трудовое законодательство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы