Трапеза «Сеудат Машиах» в 7 день Песаха
В седьмой день Песаха -21 нисана, (который в нынешнем году выпадает на пятницу 10 апреля), а в диаспоре в последний день Песаха -22 нисана, во многих еврейских общинах (изначально хасидских, но в последние годы - не только) принято устраивать трапезу, называемую Сеудат Машиах (трапеза Машиаха). Данная трапеза похожа на третью шабатнюю трапезу с одной стороны, а с другой стороны напоминает частью своих элементов Пасхальный Седер. Поскольку нет обязанности устраивать третью трапезу в праздничный день, проведение такой трапезы является определенным нововведением в законы о праздничных днях Песаха
Данный обычай принято связывать с основоположником хасидизма, рабби Исраэлем Бааль-Шем Товом, однако он так же упоминается в книге «Маасе Рав» изданной в 1832 году и описывающей обычаи, принятые у Виленского Гаона: « И в последний день Песаха он ел третью трапезу, несмотря на то, что в другие праздничные дни такого не делал, и это связанно с любовью к заповеди есть мацу, время которой истекает»
Традиция, исходящая от Бааль Шем Това и передававшаяся через духовных лидеров движения Хабад, называет эту трапезу «трапезой Машиаха», т.к. в этот день особенно сильно проявляется его раскрытие. Еще одна причина заключается в том, что Песах является праздником веры в Исход из Египта и надежды на окончательное освобождение в будущем.
У бреславских хасидов принято называть эту трапезу - трапезой Бааль Шем Това, в память о том, как ему удалось чудесным образом избежать опасности утонуть, когда он плыл на корабле в Эрец Исраэль.
Во время трапезы принято пить 4 бокала вина, подобно тому, как это делают в Пасхальный Седер. Этот обычай был установлен пятым главой Хабада, Ребе Шалом Дов Бером в 1906 году, в йешиве «Томхей Тмимим». Седьмой Любавический Ребе связал этот обычай с высказыванием мудрецов Талмуда, что в будущем Творец напоит народы мира, не признающие Его, четырьмя стаканами бедствий, а еврейский народ четырьмя стаканами утешения. Он объяснял, что сам факт того, что во время изгнания мы устраиваем трапезу Машиаха, показывает то, что еврейский народ не признает изгнания и ускоряет этим наступление окончательного избавления. Мы пьем эти 4 стакана в конце праздника Песах, чтобы пробудить раскрытие 4-х кубков связанных с приближающейся эпохой Машиаха.
Все обычаи, связанные с этой трапезой являются выражением того процесса, который начался в дни Бааль Шем Това и продолжается до наших дней. В соответствии с мировоззрением хасидизма, раскрытие Бааль Шем Това и хасидизма, является важным этапом в духовной подготовке к приходу Машиаха. В самом Бааль-Шем Тове были скрыты искры света Машиаха.
Идея, стоящая за проведением этой трапезы - получить свет Машиаха не только через духовные сосуды, связанные с интеллектуальным и эмоциональным восприятием, но и через вполне материальную трапезу, во время которой человек ест и ощущает вкус еды, которая потом переваривается в его организме и становится частью его плоти и крови. Это так же символизирует то, что раскрытие Машиаха не будет духовным, а Он будет существовать в физической реальности, когда его можно будет видеть и ощутить, подобно той еде, которую мы едим и вину, которое пьем во время трапезы. Эта трапеза дает возможность человеку думать о приходе Машиаха не только в абстрактных, но и вполне осязаемых понятиях.
В нынешнем 5775\2015 году седьмой день Песаха (Швии шель Песах) выпадает на пятницу 10 апреля и сразу же после его окончания наступает Шабат. Подобная ситуация требует определенной подготовки. Во-первых, те, кто собираются устраивать эту трапезу, должны сделать её раньше обычного, чтобы с аппетитом есть первую шабатнюю трапезу. Те, кто придерживаются обычая во время данной трапезы выпивать именно 4 бокала вина (а не виноградного сока), должны помнить, что существует серьезная галахическая проблема молиться в состоянии алкогольного опьянения. Такому человеку так же запрещено отвечать на галахические вопросы.
Во-вторых, все сказанное в предыдущем абзаце, касается лишь тех, кто живет в Эрец Исраэль. Те, кто пока живет в диаспоре, отмечают окончание праздника два дня, и у них последний день Песаха выпадает на Шабат 22нисана\11 апреля, поэтому у них трапеза Сеудат Машиах будет совпадать с обычной третьей шабатней трапезой.
Да будет на то воля Творца, чтобы раскрытие Машиаха произошло как можно быстрее в наши дни, и мы удостоились полного и окончательного избавления.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/190122.html |