Все профессии нужны, все профессии важны - о Торе и работе
Известен спор, приводимый в трактате Шаббат между рабби Шимоном Бар
Йохаем и рабби Ишмаэлем. Рабби Ишмаэль считал, что нужно заниматься и
Торой и зарабатывать себе на пропитание, а рабби Шимон считал, что нужно
заниматься только Торой и не думать о быте. Сама Гмара отмечает, что
были многие, кто пытался вести себя как рабби Ишмаэль и достигли успеха и
многие, кто пытался вести себя как рабби Шимон, и не достигли успеха.
Рабби
Симха из Двинска, известный так же, как Мешех Хохма, пишет в своем
комментарии на главу Ницавим, что подход рабби Шимона может подойти лишь
такому абсолютному праведнику, как он. Человеку же, который таким
праведником не является, потому что должен делать тшуву за что-либо, не
хорошо заниматься только духовными вещами, потому что есть опасность,
что он может из-за этого вернуться к своему прошлому. Для такого
человека подходит рекомендация рабби Ишмаэля о сочетании Торы и
естественного образа жизни.
Из того что учит Мешех Хохма, мы могли бы
подумать, что для него материальные вещи вторичны и он принимает их,
как некую вынужденность.Такое же мнение можно встретить не только у
Мешех Хохма, но и у автора Ховот аЛевавот. Как часто бывает, первое
впечатление обычно всегда неправильное.
Чтобы понять, почему оно
неправильное, нужно обратиться к комментарию Хатам Софера, который
считал, что подобное отношение к материальному распространяется лишь на
пребывание евреев в диаспоре, но не на пребывание евреев в Израиле. Он
писал: "Любая работа в стране Израиля является заповедью, так как с её
помощью происходит обустраивание Эрец Исраэль, выращивание её святых
плодов, и это подобно тому, как если бы кто-то сказал, что он не будет
накладывать тфиллин из-за того, что он занимается Торой. Так же нельзя
сказать, что я не буду собирать зерно, из-за того, что я занимаюсь
Торой. И это касается не только сельского хозяйства, но и других
профессий, которые тоже в рамках этой заповеди" ( комментарий на ВТ
Сукка, часть третья).
В своем комментарии на Тору "Торат Моше" на
главу Шофтим, Хатам Софер еще более заострил этот момент: "В то время,
когда народ Израиля находится на своей земле, у него есть заповедь
собирать урожай и не только для своего пропитания. И речь идет не
только о сельском хозяйстве, но и о всех других профессиях, с помощью
которых происходит обустраивание и улучшение страны Израиля, чтобы
никто не мог сказать, что нету во всей стране Израиля ни одного
сапожника и ни одного строителя, и привезут их из далеких стран. Поэтому
изучение любой профессии это заповедь. А то, что писал рабби Шимон, это
тогда, когда мы рассеяны между другими народами".
Более близкий к
нашему времени Хазон Иш ( середина прошлого века) считал, что очень
многое зависит от мнения женщины: "Если у нее есть очень сильная любовь к
Торе, выше среднего уровня, и когда она говорит, что ей не мешает, что
её муж будет занят только учебой, то этого не достаточно, и в любом случае
нужно опасаться нищеты". Такого же мнения придерживался и рав Моше
Файнштейн :"Если у человека недостаточно способностей, он должен
заниматься какой то профессией в соответствии с потребностями его или
его близких, а не полагаться на цдаку, даже для занятий Торой. "(Игрот
Моше, Орах Хаим 4, 111)
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/147664.html |