Особенности Песаха наступающего в Шабат
В нынешнем 5775\2015 году первый день праздника Песах выпадает на шабат и следствием этого являются некоторые галахические изменения.
Начнем со дня предшествующего Песаху. Первенцы постятся как обычно (если им не удалось попасть на окончание изучения какого-нибудь трактата). Все что касается сжигания и отмены хамеца происходит без изменения и в установленное время в соответствии со временем в календарях для каждого конкретного места.
Подготовка к празднику - поскольку праздник совпадает с шабатом, необходимо подготовить все необходимое для пасхального седера перед шабатом, как то соленую воду для тех, кто макает в нее карпас, приготовление харосет а так же подготовка зелени.
Зажигание свечей женщины зажигают свечи, как в обычный шабат, во время - указанное в календарях, а не после наступления праздника, как это принято в обычных случаях. В благословление женщина должна упомянуть и шабат и йом тов. Если по какой-то причине мужчина зажигает свечи сам, все вышесказанное касается так же и его.
Вечерняя молитва - не произносят отрывок из мишны «Чем зажигают», произносят как в обычный шабат после молитвы амида те же отрывки, что и в обычный шабат. (Есть ашкеназские общины, которые не произносят отрывок «Меэйн Шева»).
Пасхальный седер - перед началом седера произносят как в любой обычный шабат «Шалом Алейхем», но есть некоторые ашкеназские общины, которые его не говорят. Во время кидуша упоминается и шабат и праздник.
Чтение Торы во время утренней молитвы - читают тот же раздел, что в обычные годы, но поскольку это выпадает на шабат, то его делят на семь, а не на пять, как в обычный праздник. Поэтому в сефардских общинах принято добавлять семь стихов.
Поскольку седьмой день Песаха выпадает на пятницу, это так же накладывает на него свои особенности. Прежде всего нужно не забыть сделать эрув тавшилин для того чтобы была возможность готовить и зажигать свечи для шабата. Те, кто собираются пользоваться шабатней платой, должен подключить её перед началом седьмого дня праздника.
Шабатние свечи - поскольку запрещено нагревать и приклеивать свечу к подсвечнику (если это необходимо), нужно подготовить перед наступлением праздника так же шабатние свечи. В случае если нет необходимости приклеивать свечу к подсвечнику, то можно приготовлять их и в сам праздничный день.
Необходимо приготовить и зажечь до наступления праздника свечу, которая будет гореть в течение всего праздника, для того, чтобы можно было переносить от нее огонь для приготовления пищи и зажигания шабатних свечей.
При зажигании свечей в седьмой день праздника и в кидуше не произносят благословление времени ШЕЭХИЯНУ, поскольку этот день не является самостоятельным праздником.
Зажигание свечей и кидуш в наступлении шабата. Все приготовления к Шабату, установка еды на плату, и зажигание свечей должны быть перед временем наступления шабата. Кидуш - как в обычный шабат.
Хамец - несмотря на то, что шабат э то уже не Песах не едят хамец и не открывают шкафы и не пользуются посудой содержащей хамец до окончания шабата.
Все нижеследующее касается исключительно тех, кто не употребляет китниет в Песах. Если кто-то хочет (но это не обязательно) имеет право в седьмой день Песаха приготовить блюда из продуктов, которые определяются, как китниет, с тем, чтобы есть их в шабат. Готовить их надо естественно в обычной пасхальной посуде и при этом её естественно не нужно после этого кашеровать, поскольку даже для тех, кто китниет не ест, э то все равно не хамец. К этому добавляют еще несколько галахических факторов.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/188999.html |