Обязаны ли женщины слушать парашат «захор»?
Наши
мудрецы установили ежегодное чтение четырех отрывков из Торы в память о четырех
событиях нашей истории. Первый из отрывков, парашат «шкалим»
установлен в память о заповеди половины шекеля, которую были обязаны
ежегодно приносить в Храм (мы его уже читали в шаббат перед наступлением
месяца Адар Бет), и я о нем писал здесь.
Второй отрывок называется «парашат захор» (недельная глава «Ки ТИЦЕ») и
читается для того, чтобы мы помнили то, что сделал нам Амалек, и
читают это в шабат, предшествующий Пуриму. Связанно это с тем, что наша
традиция устанавливает происхождение Амана из потомков Амалека.
Обязаны
ли женщины помнить о том, что сделал Амалек? По этому поводу нет
единого мнения среди галахических авторитетов. Автор «Сефер аХинух» считает,
что заповедь помнить об Амалеке не распространяется на женщин, так же как
на них не распространяется заповедь стереть память о нем и это потому, что
женщины не участвуют в войнах. В то же время автор «Минхат Хинух»
считает, что на женщин распространяется эта заповедь, поскольку речь
идет о памяти, а не о реальном участии в войне. И такого же
мнения придерживается автор респонсов «Биньян Цион аХадашот». Такой была
ашкеназская традиция в Центральной Европе.
Автор
«Торат Хесед» считал, что можно освободить женщин от того, чтобы слушать
парашат Захор, поскольку, по мнению многих ранних галахических
авторитетов, достаточно простое упоминание, и это то, что говорит Тора, а
публичное чтение этого отрывка, это лишь постановление мудрецов. И мудрецы
установили это лишь для мужчин, но не для женщин, т.к. женщины не обязаны
участвовать в публичном чтении Торы. Этого же мнения придерживались раби Хаим
из Ценза в «Диврей Хаим», а так же «Мишна Брура».
В
наше время распространился обычай, по - которому женщины участвуют в слушании
парашат «захор». Есть места, в которых для женщин организовывают
отдельное чтение этого отрывка, но при этом все равно не происходит
исполнения заповеди памяти про Амалека, т.к. публичное чтение Торы
подразумевает наличие десяти совершеннолетних мужчин (мнение автора «Биньян
Цион»)
По
мнению рава Овадии Йосефа, те женщины, которые не слушают парашат « захор»,
имеют на это галахические обоснования, а те, кто слушают, будут
благословенны. В любом случае, женщины, по его мнению, освобождены от
необходимости слушать три других раздела, которые упоминались выше.
По
мнению большинства галахических авторитетов, чтение парашат «захор» является
заповедью из Торы.
Третий
отрывок, это парашат «пара адума» в память о сжигании красной коровы
для приготовления пепла, с помощью которого происходило ритуальное
очищение человека. Четвертый отрывок это парашат «аходеш», который читают
в шабат перед наступлением месяца нисан, в память об освящении месяцев
бейт-дином. Чтение этого отрывка является постановлением мудрецов.
Я
хочу предложить некую идею, базирующуюся на споре об обязанности женщин в
исполнении заповеди войны с амалеком. Может быть те женщины, которые служат в
израильской армии или других органах безопасности, - их обязанность слушать
парашат захор это уже прямое исполнение заповеди Торы. А те, кто когда-либо служили,
то исходя из принципа "повышают, но не понижают", то у них
обязанность как минимум дерабанан. (Я это на полном серьезе, это не Пурим
Тойре)
Ашер
Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/164190.html |