Об Аврааме, брит мила и вечности еврейского народа
Почему Творец избрал именно нашего праотца Авраама? В данном случае я не хочу опираться на общеизвестные мидраши, повествующие нам о жизни Авраама и о его приходе к знанию о единстве Творца. Давайте попробуем идти вслед за комментаторами, предпочитающими анализ прямого текста Торы. Поскольку разделение Торы на недельные главы относительно новое и достаточно искусственное, нередко бывает, что некая тема разрывается на две главы. Поэтому я предлагаю рассмотреть окончание недельной главы Ноах вместе с приведенным выше стихом, как единое целое.
«И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ур-Касдим. чтобы идти на землю Кенаана, и дошли они до Харана и поселились там. И было дней Тераха двести лет и пять лет, и умер Терах в Харане. И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе» (Брейшит 11,31-- 12,1).
Теперь у нас возникает следующий вопрос: для чего Творец заповедует Аврааму идти в Ханаан, когда он и так туда направлялся? Но это не единственный возникающий тут вопрос.
Известно, что от сотворения мира и Адама до Авраама, прошло 20 поколений- от сотворения мира до Ноаха -10 и от Ноаха до Авраама-10. Это упоминается в нескольких источниках и можно сказать принимается как аксиома. За все это время, примерно 2000 лет, являющиеся первой третью истории нашего мира, периодом, который на иврите называют- Тоху, Творец общался напрямую только с одним человеком- это был Ноах. То есть в шестой день творения, Творец общался конечно же с Адамом и Хавой, но после изгнания их из Ган Эден, только с Ноахом. После Ноаха- был Авраам.
Известно, что Тора называет Ноаха праведником (мы не будем сейчас обсуждать степень его праведности, по крайней мере Тора считает его таковым) и «…обрел милость в глазах Господа» (Брейшит 6,8). Благодаря этому Творец и говорил с Ноахом. Остальной мир по-видимому не был достоин прямого обращения Творца. И вдруг Творец обращается к Аврааму. За что Авраам удостоился такого? Почему прямой текст Торы ничего нам об этом не говорит?
Давайте еще более усложним наш вопрос. Творец обещает Аврааму что из него произойдет многочисленный народ, что он будет благословлен и возвеличит его имя, при этом он не требует от него ничего, кроме как идти в Ханаан. Почему же Творец не сообщает Аврааму о необходимости исполнения каких либо заповедей? Неужели же все обещанные награды Авраам должен получить просто так?
На все эти вопросы нам отвечает Маараль в книге «Нецах Исраэль», часть 11. Он объясняет, что если бы было бы сказано, что Творец выбрал Авраама благодаря его праведности, мы могли бы подумать, что избрание еврейского народа зависит от его поступков. Если же Творец обуславливал бы награду Аврааму исполнением тех или иных заповедей, мы могли бы подумать, что связь еврейского народа и Творца зависит от соблюдения заповедей. То есть и там и там существовала бы некоторая причинно следственная связь.
Творец же хотел показать, что это не так и что избрание еврейского народа не связано с его поступками. Даже если придет поколение, которое не будет, не дай Б-г соблюдать заповеди, избранность народа не пропадет, и связь между еврейским народом и Творцом не прервется.
Избрание еврейского народа вечно и безусловно (лично меня это радует).
Возвратимся к тому, что Авраам с семьей и так планировал идти в Ханаан еще до того, что Творец к нему обратился. По мнению рава Амиталя зацаль, возглавлявшего ешиву Ар Эцион, это было волей провидения, что Авраам захотел идти в нужном направлении. Творец выбрал Авраама и его потомков и хотел, чтобы они пришли на Землю Израиля и жили в ней, поэтому события и сложились таким образом.
Все вышесказанное позволяет нам рассмотреть еще один, часто возникающий вопрос, связанный с недельной главой «Лех Леха». Речь идет о брит миле. «И восьмидневным обрезан должен быть у вас всякий мужского пола в поколениях ваших, рожденный в доме и приобретенный за серебро из всех чужеземцев, кто не из потомства твоего.» (Брейшит 17,12). Почему Творец заповедует обрезать восьмидневного младенца, который ничего не понимает? Не лучше ли было бы это делать в более зрелом возрасте, когда он мог бы это делать сознательно?
Дело в том, что сущность брит милы заключается в том, что с её помощью создается связь и союз между человеком и Творцом, как сказано : «…и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным» (Брейшит 17,13). Эта связь не исходит от человека, так как он ограничен и не может создать вечную полноценную связь с Творцом. Это Творец связывает себя с каждым вступающим в завет с Ним.
В этом смысл заповеди брит милы именно на восьмой день. Если бы связь и завет были бы созданы человеком, тогда действительно нужно было бы это делать осознано. Но поскольку связь происходит со стороны Творца, а не со стороны человека, то нет причин ждать, когда он повзрослеет и у него появится сознание, а делать в первый наиболее благоприятный момент- на восьмой день ввести младенца в Завет Творца и связать его с ним навечно. (Ликутей Сихот , том 25, стр. 86)
Ашер Рохбергер
Источник: https://shunrasher.livejournal.com/215059.html |