Евреи
стоят на берегу моря. Фараон и его армия приближаются. Евреи взывают к Вс-вышнему.
И тут Творец говорит Моше: "Чего ты взываешь ко мне, скажи сынам Израиля,
чтобы начали двигаться (Шмот 14,15).Не правда ли, реакция несколько
неожиданная. Что же по этому поводу думали наши мудрецы? Попробуем разобраться.
РаШИ
в своем комментарии на этот стих Торы приводит мидраш, который говорит, что
Моше стоял и молился, когда Творец сказал ему, что сейчас, когда евреи
находятся в опасности не время для долгой молитвы
Раби
Хаим Бен Атар, "Ор аХаим аКадош" свой комментарий на этот стих
начинает с вопроса "Почему Творец говорит Моше - что ты взываешь ко
мне?". А к кому, собственно говоря, Моше должен был взывать, если не к
Творцу, особенно в такой момент? А если Творец делает Моше замечание о том, что
он слишком долго и усердно молится, как пишет РаШИ, то это тоже непонятно. Ведь
все то время, что его молитва остается без ответа, он должен продолжать
молиться и просить.
И
тут "Ор аХаим" учит нас одному очень важному принципу, особенно для тех,
кто, не дай Бог, находится в какой-то нехорошей ситуации. Вот что пишет Ор
аХаим: «Как пишут наши мудрецы, да будет благословенна их память, что в то
время еврейский народ был под влиянием меры суда. Обвинитель еврейского народа
говорил Творцу: "В чем разница между евреями и египтянами? Эти идолопоклонники
и те идолопоклонники. Как известно сила милосердия зависит от благих поступков.
И если их нет или недостаточно, то эта сила не может проявиться. И вот, когда
Творец видел, что мера суда превалирует над мерой милосердия, для того, чтобы
он мог оправдать еврейский народ, ему нужно было, чтобы евреи совершили какие-то
хорошие поступки. Поэтому он и говорит Моше, "Что ты взываешь ко мне»,-
имея в виду, что- "сейчас это не зависит от меня", я хочу сотворить
чудо, но поскольку еврейский народ этого не заслуживает, мера суда препятствует
этому. Поэтому скажи евреям, что они должны усилить меру милосердия и для этого
им надо поверить всем сердцем и начать переходить море еще до того, что оно
разойдется. И на основании этой уверенности, что я сотворю для них чудо,
возобладает мера милосердия и действительно будет сотворено чудо"
Другими
словами, чтобы пробудить меру милосердия, еврейскому народу нужно было
совершить поступок. Им надо было войти в море, веря полной верой, что Творец
совершит чудо и тогда море расступилось.
Ор
аХаим учит нас, что когда у человека проблемы и неприятности и мера суда
преобладает над мерой милосердия, то недостаточно лишь молиться и взывать к
Творцу. Необходимо безотлагательно добавить исполнение заповедей и благих дел,
уповая полной верой в Творца и таким образом дать силу мере милосердия
возобладать над мерой суда. Лишь тогда возможна ситуация, что человек
удостоится спасения и чудес.
Ашер
Рохбергер