Пятница, 29.03.2024, 08:56
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "О гранате, Рош аШана и Эрец Исраэль"

О гранате, Рош аШана и Эрец Исраэль

Первое упоминание об особых блюдах, которые едят в Рош аШана мы встречаем в ВТ, трактат Хорайот (12;1): «Сказал Аббай – в Рош аШана всегда нужно видеть тыкву, рубию (вид фасоли), карти (лук порей), свеклу и финики.» В трактате «Критот» (6;1) есть параллельное место, но вместо «видеть» употребляется «есть». Далее этот обычай прослеживается в респонсах гаонов и они добавляют к тому, что написано в Талмуде. Например, в ответе рава Хая Гаона (Вавилон, 11 век), помимо вышеуказанного в Талмуде, упоминается так же гранат. В этих же респонсах упоминаются так же просьбы и пожелания, произносимые перед поеданием этих символов. В частности, про гранат говорится пожелание о том, чтобы наши заслуги увеличились подобно зернышкам граната.

С тех пор и по сегодняшний день гранат является неотъемлемой частью праздничной трапезы в Рош аШана. Например, Рамо в своем комментарии на ШУА (ОХ 583;1) пишет «И есть те, кто ест гранаты и произносят да увеличатся наши заслуги, как зернышки граната».

Рав Хизкия ди Сильва (Иерусалим 17 век) в своем галахическом труде «При хадаш» (на вышеупомянутое место в Шульхан Арух) задает каверзный вопрос: в трактате ВТ брахот (57:1), а так же, в параллельных местах (Ирувин 19;1 Хагига 27;1, Санхедрин (37;1)- наши мудрецы толковали стих из «Песни песней» (4;3 и 6;7)  “как дольки граната виски твои”; обыгрывая игру слов на иврите (рака- висок, рек- пустой), утверждают, что даже самые пустые «в твоем народе» полны заповедей, как гранат зерен. Правда в вышеупомянутых параллельных местах эти люди определяются, как преступники Израиля (пошъей исраэль). Автор «при хадаш» задается вопросом: «А зачем собственно в Рош аШана мы своей просьбой уподобляемся не самым лучшем представителям еврейского народа. Неужели мы хотим быть подобны преступникам и ничтожествам?

Вот какой ответ дает «При хадаш» на собственный вопрос: действительно ли эти люди полны заповедями, как гранат зернышками, но они накопили их в течении всей своей жизни? Мы же просим в каждый Рош аШана удостоиться такого же количества исполненных заповедей в течении одного года. Таким образом в течении нескольких лет, у нас есть возможность удостоиться такого количества заповедей, которого этим преступникам и не снилось.

Рабби Йегуда Аяш, (Алжир, 18 век) в своем комментарии на ШУА «Мате Йеуда» предлагает другое объяснение. Конечно же, даже еврейские преступники полны заповедями, как гранат зернышками, но несомненно, что и грехов у них еще больше, чем заповедей. Мы же просим, чтобы наши заслуги превалировали над нашими грехами.  В принципе, автор идет про Рамбаму и его объяснению процесса суда в Рош-аШана, хотя это вступает в противоречия с утверждением в Пиркей авот про отношение к заповедям и то, что нам не известна «ценность исполнения той или иной заповеди»

Другого мнения придерживался рав Давид Наджар (Тунис, 18 век): «Еврейские преступники полны заповедями, но только как «долька граната», как сказано в «Песне Песней». Мы же молимся в Рош аШана удостоиться заслуг, подобно целому гранату.

По мнению Пэлэ Йоэц, сказано, что каждый, кто спас даже одну душу из еврейского народа, подобен тому, кто спас весь мир. Поэтому несмотря на то, что многие евреи внешне выглядят, как те, у кого нету заповедей и заслуг, но есть у них исполненная заповедь спасения еврейского народа. И эта заповедь перевешивает чашу весов в их пользу даже по сравнению с мудрецами Торы в Израиле. И Творец дает таким людям большую награду за то, что они спасают еврейский народ. Рав Эран Тамир из Махон Меир связывает это с сегодняшним днем, служба в армии и силах безопасности в мирное время и тем более во время войны.

Нацив из Воложина, в своем комментарии «Мерумей саде» на трактат «Хагига» пишет «полны заповедей подобно гранату» имеется ввиду цдака и милосердие, т.к. это называется просто заповедью и это мы учим из ВТ Баба Батра (9;1) и еврейские преступники совершают их и получают награду, поскольку для исполнения этих заповедей не нужно особое намерение.

В трактате Брахот (57;1) говорится о том, что если человек занимающийся изучением Торы видит во сне дольки граната, это говорит о том, что он должен ожидать успехов в Торе. Если же такие же дольки граната видит обычный человек, должен ожидать что у него будет возможность исполнения заповедей. Разницу между этими двумя типами людей объясняет Хатам Софер в сборнике своих выступлений следующим образом: «Как известно гранат содержит в себе 613 зернышек, подобно 613 заповедям (это же писал так же Мальбим в комментарии на вышеупомянутый стих в «Шир аШирим») и я считаю, что если зернышки намекают на заповеди, то сок граната являющийся основой фрукта, намекает на Тору. Таким образом, целый гранат подобен человеку, который не только занимается Торой, содержащей 613 заповедей, но и исполняющий их.»

По мнению Хатам Софера еврейские преступники удостоились большого количества заповедей, но у них отсутствует Тора. Мы же в Рош аШана просим, чтобы наши заслуги увеличились, подобно целому гранату (зернышки и сок), чтобы мы удостоились более высокого уровня, в котором есть и Тора и заповеди.

Наши комментаторы обращают внимание так же на различия между понятиями «заслуги» и «заповеди». Так, например, Рабби Акива Шалом Хайют в своей книге «Нишмат Хая» пишет, что «есть разница между заслугами и заповедями». Исполняющим заповедь считается тот, кто делает это из трепета перед Творцом, потому что обязан. Заслугами же считается, когда человек делает это для его души, потому что это желание Творца и если бы даже он не был обязан, он бы стремился быть обязанным, для того, чтобы он мог выполнить желание своего Отца. И этим объясняется высказывание мудрецов в ВТ Йома 86.2, о тех, кто совершает Тшуву из любви, что их прегрешения превращаются в заслуги, но не сказано, что в заповеди.»

Таким образом получается, что преступники полны заповедями, а мы просим заслуги, которые находятся на более высоком уровне, поскольку за ними стоит только желание выполнить волю нашего отца.

Еще одна из причин почему гранат присутствует среди символов Рош аШана, это связь между этим праздником и Землей Израиля. Как известно, гранат это один из семи плодов, которыми славится Земля Израиля.В Торе (Дварим 11;12) сказано про Землю Израиля «Земля, о которой Г-сподь, Б-г твой, печется, – очи Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года.»

Наши мудрецы толковали этот стих в ВТ РОШ АШАНА (8;1) следующим образом: «С начала года судится- что будет в его конце.» Раши комментирует это место так: «Творец судит в Тишрей весь мир, и все, что произойдет с ними до следующего Тишрея.» Так же известен спор между рабби Элиэзером и рабби Йошуа, на тему, когда был сотворен мир (ВТ Рош аШана 10;2-11;1). Мудрецы постановили как мнение рабби Элиэзера и как сказано в Рош аШана (27;1) «Сказал рав Шмуэль бар Ицхак …В тишрее был сотворен мир.» и это так же подразумевает сотворение человека, как это приводится у нас в очень многих источниках. (Ваикра Раба 29;1 Тосфот на Рош аШана 28;1 Рабейну Бхай на Брейшит 1;3 и многое другое. )

Подобно тому, как было принято мнение рабби Элиэзера относительно времени сотворения мира, так же было принято его мнение относительно будущего освобождения или как минимум мудрецы считали, что его мнение должно быть упомянуто, как сказано (там же) «В нисане были избавлены, а в Тишрее будут избавлены». Поэтому можно предположить, что так же из-за этого было принято в Рош аШана делать символы праздника именно из фруктов Земли Израиля и в частности граната, как намек на стремление еврейского народа вернуться в свою землю, и как просьба, чтобы как можно быстрее исполнилось сказанное в Торе (Бемидбар 14;8) «Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту и передаст ее нам, землю, которая течет молоком и медом».

Кстати о 613 зернышках в гранате. Как пишет доктор Моше Раанан из колледжа Герцог в Алон Швуте (лично с ним знаком) «Было проведено исследование разных сортов граната из разных стран. При том, что количество зернышек в разных гранатах очень сильно варьируется, но среднее арифметическое этих цифр действительно дает...613»

Дай Бог, чтобы мы все удостоились в наступающем году быть подобными гранату и с точки зрения заслуг и с точки зрения заповедей, и чтобы уже в ближайший тишрей исполнилось мнение раби Элиэзера.

 

Ашер Рохбергер

 

Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (15.09.2020)
Просмотров: 466 | Теги: Талмуд, Эрец Исраэль, Рош Ашана, брахот, Иерусалим | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы