Четверг, 25.04.2024, 10:43
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "О чем важно помнить перед Йом Кипуром"

О чем важно помнить перед Йом Кипуром

В преддверии Йом Кипура, хочу рассмотреть две аггады из Талмуда, которые показывают, как наши мудрецы воспринимали этот день и что в их глазах было действительно важно. Эти истории менее известны чем другие, относящиеся к этому дню, и причина этого в том, что они находятся не в трактате Йома, а в других трактатах Вавилонского Талмуда. 

В трактате Хулин 110;1 приводится история про мудреца периода аммораев по имени Рами бар Тамари (перевод мой). 

Рами бар Тамари из Пумбедиты оказался в Суре накануне Йом Кипура. Жители Суры не ели вымя животных и выбрасывали его после шхиты. Он собрал выброшенное, приготовил и съел. Привели его к раву Хисда (глава йешивы в Суре)

-сказал ему (рав Хисда): «Почему ты так сделал?»

-ответил ему Рами бар Тамари: «Я из места, где учит рав Йегуда (глава йешивы в Пумбедите), а он разрешает есть вымя (уже в те времена существовал галахический спор о том, можно ли есть вымя кошерных животных. 

-сказал ему рав Хисда: «А ты разве не знаешь галахическое правило, что человек берет на себя запреты, принятые в месте, из которого он вышел и галахические запреты места на которое он пришел.

-ответил ему Рами бар Тамари: «Я это ел вне пределов города.»

-и на чем ты из жарил? спросил рав Хисда .

-«На ветках винограда», отвечал Рами бар Тамари.

-«А откуда ты знаешь, что эти ветки не были от яин несех?», Спросил рав Хисда. 

-«Потому, что прошло более 12 месяцев с тех пор, как они там оказались», отвечает Рами бар Тамари.

-А может быть эти ветки кому-то принадлежали, и ты воспользовался чужим? спросил рав Хисда.

«Даже если они кому-то принадлежали- их владелец уже отчаялся, поскольку, на них выросла трава, отвечал Рами бар Тамари. 

Рав Хисда обратил внимание, что на Рами бар Тамари не было тфилин (тогда было принято среди мудрецов Торы ходить в тфилине целый день.). «Почему на тебе нет тфилина, спросил он»)

«У меня болит желудок и рав Йегуда говорит, что те, у кого проблемы с желудком освобождены от заповеди накладывания тфилина», -отвечал ему Рами бар Тамари. (поскольку при заболевании желудка в т время было тяжело держать тело в чистоте). 

Рав Хисда увидел, что у Рами бар Тамари нет нитей цицита в его талите и спросил- «Почему?». Талит в те времена носили как верхнюю одежду. 

-«Это одежда не моя, я ее одолжил и в течении первых тридцати дней она освобождена от вплетения в нее кистей цицит».

Во время их разговора привели к раву Хисда человека, который не почитал своих родителей и привязали его к столбу, чтобы бить плетями. Увидя это, сказал им Рами бар Тамари, «Отпустите его, поскольку сказано, что бейт дин не может наказывать еврея за нарушение заповеди, за соблюдение которой указана награда».

-«Я вижу, что у тебя очень острый ум», сказал Рами бар Тамари рав Хисда.

-«Если бы ты оказался в месте, где учит рав Йегуда (Пумбедита) ты бы увидел, что такое настоящая острота ума», ответил ему Рами бар Тамари.

Данную историю можно рассматривать в двух плоскостях. Можно разобрать галахический пинг-понг между двумя мудрецами из разных конкурирующих школ, а можно попытаться разобрать ситуацию с высоты птичьего полета.

Начнем с имен. Название города Сура близко по созвучию со словом ИСУР. Имя рава Хисда связанно с хеседом, милосердием, помощью ближнему.

Какую картину мы видим из диалога между мудрецами?

Накануне Йом Кипура в город приходит чужак, больной и нищий. Приходит из далека (из Пумбедиты) и у него нету даже собственной одежды и на него никто не обращает внимание, не приглашает к себе домой на разделительную трапезу и ему приходится рыться в мусоре, чтобы найти и приготовить себе вымя. Во время «перекрестного допроса», который ему устраивает рав Хисда, мы видим, что главу бейт дина Суры интересует лишь то, не нарушил ли этот незнакомец какие-либо запреты, даже если они чисто гипотетические. 

К тому времени уже был известен галахический принцип, по которому Йом киппур искупляет грехи между человеком и Творцом, но не между людьми. Но это не мешает ни раву Хисда, ни жителям его города забыть о милосердии, гостеприимстве, и придерживаться лишь сухой схоластики. 

Вопрос о том, как прошел Йом Киппур у жителей Суры, и как их действия были оценены Творцом, мудрецы Талмуда оставляют открытым. Но по моему, их критику тут видно невооруженным глазом. 

Вторая история описана в трактате Ктубот (62,2) (перевод мой)

«Рав Рахуми учил Тору у Раббы в месте под названием Махоза и приходил к себе домой раз в год накануне Йом Кипура. Однажды он настолько увлекся учебой, что забыл вернуться домой. 

Его жена ждала его с нетерпением: «Вот сейчас он придет, вот сейчас он придет, а он не приходил. Расстроилась его жена и слеза потекла у нее из глаз.

В это время рав Рахуми сидел на крыше, крыша провалилась, он упал и умер.

И в этом случае я хочу рассмотреть эту историю вне того контекста, в котором она приводится в трактате Ктубот. Когда мудрецы нам что-то описывают, важна каждая мелочь. В их описаниях нет ни одного лишнего слова и в каждое слово они вкладывают смысл. 

Прежде всего рассмотрим имя главного героя - рав Рахуми. Корень этого имени (рейш, хет, мем) на арамейском соответствует корню (алеф, ґей, бет на иврите). То есть он любит, но кого, жену или Тору? Эта история нам однозначно показывает, что Тора для него важнее жены. Глагол, который употребляют мудрецы для описания его тяги к изучению Торы употребляется в том же значении, как и тяга к женщине (мем шин хаф). А где рав Рахуми учит Тору? На крыше. То есть, он не находится на земле.

Можно себе представить, как непросто жилось жене рава Рахуми, как она ждала, этот единственный день в году, когда она может увидеть своего мужа. Он же, настолько увлекся учебой, что оторвался от земли, от жизни. Считая, что он максимально исполняет свою обязанность перед Творцом в изучении Торы, он забыл, что у него есть так же обязанности по отношению к людям, прежде всего к своей жене. 

Может возникнуть вопрос- да, конечно рав Рахуми был неправ, но заслуживает ли он столь строгого наказания, как смерть, за пролитые слезы жены. Мудрецы Талмуда нам показали этими аллегорическими описаниями, что Творцу нужна Тора жизни, Тора сочетающая в себе как заповеди, связывающие нас с Творцом, так и наши межличностные взаимоотношения. Если Тора оторвана от земли, от жизни, и от даже самых близких людей- такая Тора и такие мудрецы Торы Творцу не нужны. 

Эта история пересекается с известным мидрашом про то, как ангелы противились тому, чтобы Творец дал Тору Моше Рабейну для еврейского народа. И Моше выиграл спор, доказав ангелам, что Тора содержит в себе такие заповеди, которые в отличии от них могут исполнить лишь люди. 

Мудрецы Талмуда привели эти две истории (они не единственные в своем роде, есть еще) , показать еврейскому народу во всех поколениях, чего от нас ожидает Творец перед Йом Киппуром и не только, и как мы должны себя вести, чтобы успешно его пройти.

Ашер Рохбергер



Источник: https://shunrasher.livejournal.com/218318.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (26.09.2020)
Просмотров: 470 | Теги: Рами бар Тамари, Тора, Талмуд, Йом Кипур, рав Рахуми, рав Хисда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы