В нынешнем году я, и еще несколько моих друзей, столкнулись с не очень приятной, но неизбежной ситуацией - траур в течение года по близкому человеку. В этот период нашей жизни галаха накладывает определенные ограничения на те стороны жизни, которые связаны с радостью и весельем.
В преддверье Пурима возникает немало вопросов, связанных с этим праздником. Можно ли давать и получать подарки? Можно ли участвовать в общественных мероприятиях? И.т.д.
Естественно галаха дает нам ответы на все эти вопросы.
Законы траура делятся на разные его периоды, поэтому человек пребывающий в трауре, должен прежде всего знать в каком статусе он пребывает.
«ОНАН»- человек у которого умер один из близких, но еще не похоронен, если в обычные дни такому человеку запрещено есть мясо и пить вино, то в Пурим это разрешается, как вечером, так и в течение всего дня. Связано это с тем, что Пурим это день радости для всего еврейского народа, и заповедь общественной радости превышает индивидуальную скорбь. В случае если умерший не был похоронен ночью, но уже передан Хевра Кадиша, в начале молятся в миньяне утреннюю молитву и читают Свиток Эстер и лишь после этого проводят церемонию похорон и принимают на себя законы скорбящих.
В Пурим (в оба дня – Пурим и Шушан Пурим) не произносят надгробные речи, но конечно же можно рассказывать о тех хороших качествах, которые были у покойного. Если умер выдающийся мудрец Торы, разрешается произносить надгробные речи только во время похоронной процессии, до похорон. Интересно, что меламеды, обучающие детей, приравниваются к мудрецам Торы в этих вопросах.
Если похороны проходят в Пурим, делают надрез на одежде, и сразу после этого, её меняют на другую, в честь праздника.
«Шива»- в дни Пурима не проявляют публично скорбь, и нет разницы, на какие дни этого периода выпадает Пурим. Это подобно поведению скорбящих в Шаббат. В оба дня Пурима скорбящий может одевать кожаную обувь, не носит одежду с надрезом и не сидит на полу. В день Пурима одевают праздничную одежду. Вечер наступления Пурима имеет тот же статус, что и день Пурима. Скорбящий так же может идти в синагогу, молиться и слушать чтение Свитка Эстер, но его не поднимают к Торе. Но если по ошибке его пригласили подняться, то поднимается, чтобы не демонстрировать публично свою скорбь.
Поскольку в дни Шива изначально можно есть мясо и пить вино и поэтому в Пурим тем более с этим нет проблем.
Несмотря на то, что публично не проявляют скорбь, можно приходить к скорбящему, чтобы выразить ему соболезнование, подобно тому, как это делают в холь а моэд.
«Мишлоах манот» и «матанот лээвьоним» (посылание подарков и подарки бедным). Скорбящий обязан исполнить в Пурим вышеупомянутые заповеди этого дня, подобно соблюдению всех остальных заповедей. Хорошо если он пошлет мясо или рыбу или консервы, и.т.п, а не сладости. Не нужно посылать слишком много, а лишь близким людям. Вместе с тем, очень важно пожертвовать много на бедных. Как писал Рамбам, « лучше, чтобы человек дал как можно больше бедным, чем делать более роскошную трапезу в Пурим и подарки своим друзьям, поскольку нету большей радости у Творца, чем, когда человек радует сердца бедных, сирот и вдов. И радующий сердца этих несчастных уподобляется божественной эманации, как сказано у пророка Йешайагу (57;15) «Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой – имя Его: (в месте) высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных».
Можно ли посылать подарки и помощь бедным скорбящему? Можно, но не посылать ему сладости, а нормальную еду. Если скорбящий беден, то ему дают подарки для бедных. Это касается так же и ашкеназов, поскольку РАМО обусловил, что в тех местах, где это принято, это можно. Маген Авраам в своем комментарии на Рамо, пишет, что в тех местах, где не принята скорбь в Пурим, можно посылать скорбящим подарки. А так как сегодня нигде не принято проявление скорби в Пурим, можно им посылать подарки. Даже если человек устрожает в этом вопросе, и ему принесли подарки, он должен их принять.
Участие в праздничной трапезе и праздничных мероприятиях. Скорбящий в течении года, может участвовать в праздничной трапезе, проходящей вне дома, подобно участию в других трапезах, являющихся заповедью. Лучше удостовериться, что все же во время этих трапез не будет живой музыки. В том случае, если сам скорбящий - музыкант, то ему можно играть в честь Пурима во время общественных мероприятий. Если скорбящий является равом или главой общины и его отсутствие будет заметно, то он может участвовать даже в мероприятиях, сопровождающихся живой музыкой.
Йорцайт- в Пурим можно отмечать Йорцайт умершему, по окончанию периода Шива или 30 дней или года. При этом не произносят поминальных речей, и не оплакивают- говорят слова Торы в поминовение души умершего.
В оба дня Пурима не посещают кладбища.
В оба дня Пурима не постятся, даже если в один из дней выпадает йорцайт по одному из родителей.
Да будет воля Творца, чтобы удостоились мы, чтобы еще до Пурима пришел Машиах, произошло воскресение из мертвых и все вышеперечисленные законы потеряли свою актуальность.