Девятое адара - о том, как правильно спорить
Все мы хорошо
знаем достаточно распространенную, к сожалению, ситуацию в
религиозном мире - возникает та или иная проблема, будь то галахическая или
мировоззренческая и её обсуждение очень часто и быстро скатывается с вопроса о
предмете спора на личности спорящих, подобно товарищам Паниковскому и
Балаганову "А ты кто такой?". Эта проблема, может быть, является
одной из тех, немногих вещей, которая присуща всем без исключения группам
внутри и ортодоксального, и не ортодоксального иудаизма. Как мы все понимаем,
когда спор переходит на личности, в нем остается очень мало от того, что
мудрецы называли "спором во имя небес". В трактате Мишны "Пиркей
Авот, поучения отцов", мудрецы напрямую заявляют, что лишь тот спор, который
ведется во имя небес, т.е. когда обе стороны хотят знать, что же является
истиной и при этом проявляют друг к другу взаимное уважение, как на личном уровне,
так и на уровне мнения оппонента (при этом, не соглашаясь с ним), может
привести к желаемому результату. Все остальное - саморазрушительно, подобно
Кораху сотоварищи.
В нашем
еврейском календаре есть много дат, связанных с теми или иными ценностями, неотъемлемыми
от еврейской традиции, религии и культуры. В наши дни возможно к ним прибавится
еще одна дата - день 9 адара, как день споров во имя небес, который будет
отмечаться в этом году второй раз. Идея эта была предложена иерусалимским
институтом "Пардес" www.9adar.org
Почему именно 9 адара? Для этого мы вернемся примерно на 2000лет назад, во
времена споров школ Гилеля и Шамая. Спорили они много, но большинство их споров
было как раз тем, что называется спор во имя небес. Более того Талмуд
подчеркивает, что не смотря на эти споры, на личном уровне между
представителями школ не было никакой вражды, и выражалось это в том, что они женились
на дочерях друг друга.
Но иногда и
такая идеальная картина нарушается. Возник спор по голосованию о 18 вопросах по
которым не было согласия между школами, закончившийся кровопролитием и по
некоторым источникам смертью около 3-х тысяч человек. Мудрецы Талмуда говорили,
что "тот день был тяжелым для народа Израиля, подобно дню, когда был
создан золотой телец". Было это 9-го адара. Этот день был объявлен
общественным постом, но никогда это не соблюдалось на практике (Шульхан Арух,
Орах Хаим 580). Институт ПАРДЕС надеется что этот день станет днем, который
будет учить нас что же такое еврейский подход к конфликтам и спорам и благодаря
этому осуществиться пророчество, сказанное об этом дне "И в будущем,
Творец превратит их в радость и ликование" (Шульхан Арух, Орах Хаим 580).
На мой взгляд,
идея интересная и дай Бог, чтобы организаторы сумели распространить её среди
как можно большего числа людей.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/160696.html |