Пятница, 19.04.2024, 17:34
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Еврейство » Еврейский Вопрос

Помню деда своего. М.М.Гитик

Забытые страницы

ПОМНЮ ДЕДА СВОЕГО

Материал с таким названием вынуждено биографичен. Но цель его написания шире, чем попытка осмыслить часть биографии в свете глобально происходившего. Мне бы хотелось задать несколько тривиальных (в смысле их очевидности) вопросов и попробовать уйти от обычного  в ответах на них.

Вопросы наши будут касаться того невероятно большого, что называют обыкновенно «чудо возрождения советского еврейства».

Где-то там, на волне энтузиазма, поднятого Шестидневной войной, единицы (такие как Арье Вудка, Мордехай Лапид), а затем и целые группы евреев (вспомните сидячую забастовку в Президиуме Верховного Совета СССР), замечательно активно поддерживаемые равином Меиром Каhанэ и его помощниками в США, добились в 1969 году начала Исхода нашего из СССР.

Так или почти так написано в любой монографии. посвящённой теме возрождения советского еврейства. Ничуть не посягая на заслуги вышеупомянутых (и неупомянутых) евреев, мне тем не менее хотелось бы задаться вопросом: «А как они, пробивавшие и пробившие «железный занавес», сохранились как евреи?»

Как в абсолютной духовной пустыне, какой нам рисуется хрущёвское время (1954--1964) могли пробиться ростки еврейского будущего? Ведь духовная реальность бытия подразумевает невозможность получения из ничего. Быть может духовная пустыня имела оазисы еврейского духа и позволившие «первопроходцам» еврейского возрождения использовать духовные ресурсы, сохранённые вопреки всему и ставшие тем резервуаром, из которого сознательно или подсознательно черпали сионистски настроенные еврейские лидеры конца 60-х – начала 70-х?

Давайте вспомним, что в 1955--1956 годах вернулись из лагерей Провидением сохранённые еврейские узники. Но что ещё более существенно -- целое поколение евреев. родившихся на рубеже XIX -- XX веков, в хрущёвские годы достигли пенсионного возраста. А ведь почти все они так или иначе получили еврейское воспитание. И вот выйдя на пенсию и став, с одной стороны, пассивным наблюдателем с кучей свободного времени (поскольку внуков рожали очень скупо) и, с другой стороны, относительно независимыми (насколько это возможно) от Советской власти, они обнаружили внутри себя того самого еврейского Б-га. которого тщательно забыли в молодости. Подытоживая прожитое и приходя зачастую к неутешительным выводам, эти пенсионеры (не все, к сожалению) находили в себе силы прожить оставшиеся годы так, что они становились не постепенным угасанием их допенсионной суеты, а очевидным продолжением их еврейского развития, начатого в детские годы.

Наверное, настало время перейти от общих рассуждений к самой истории. давшей заголовок материалу.

Мой дедушка Янкел бен-hирш hа-Коhен Тутельман родился в 1888 году. В 1940-м, когда Северную Буковину насильно трансформировали в Советскую, его как помещика и богатого предпринимателя этапировали на семь лет в лагеря.

Следует заметить, что дом в котором воспитывалась моя мама, был традиционным еврейским. С кашрутом и нееврейской прислугой, делавшей всё необходимое в шабат (и остальные дни). Но вот для дедушки в доме держалась специальная посуда, поскольку он иногда позволял себе заказывать в соседнем ресторане нееврейскую еду, чем очень огорчал мою весьма традиционную бабушку. Так что никаких предпосылок к тому, что произошло в начале 60-х, мне найти не удалось.

Чудом вернувшись из советского концлагеря в Коми АССР (не совсем курортная зона, как вы ещё, может быть, помните) в 1946 году, он спас от голодной смерти двух своих дочерей (они -- всё, что осталось после нацистов от 26 родственников, составлявших семью, главой которой он был). Его трудовая биография между годом 1946-м и годом 1964-м, когда он вышел на пенсию, обычна для еврея, имеющего идише коп. Вот только все эти годы он имел привычку оглядываться, не следят ли за ним. Нет, вовсе не из-за тех блестящих гешефтов, которые он проворачивал Советской власти назло (чего стоит, например, операция по переводу отменённых в 1947 году денег через товары склада, которым он заведовал, в «конвертируюмую» наличность).

Его страх имел куда более серьёзные причины. Те, кто сидел при тов. Сталине в их объяснении, не нуждаются.

Тем более странным и необъяснимым было то, что он сделал в 1965 году, выйдя на пенсию и поселившись в городке Коломые под Ивано-Франковском. У себя дома он стал собирать постоянный миньян (десять евреев для совместной молитвы). Можете себе такое представить?

Будучи вызван куда следует, он держался почти вызывающе (а ведь, по словам моей мамы, он боялся «органов» больше всего на свете!). И продолжал собирать подпольный миньян вопреки всем угрозам вплоть до ухода из этого мира в 1971 году.

О ТОМ КОГДА ТЫ УЗНАЛ. КАК С ЭТИМ СВЯЗАНА ТВОЯ ТШУВА!!!

Эта история, как и та, с которой вы познакомитесь, прочитав рассказ «Двадцать храбрецов», кажутся мне достаточно типичными, как и те чисто духовные пласты, из которых произросла «Весна исхода нашего». Нам остаётся только пожелать себе и всему еврейскому народу скорейшего Избавления!

Менахем-Михаил ГИТИК



Категория: Еврейский Вопрос | Добавил: Yael (20.05.2012)
Просмотров: 2831 | Комментарии: 9 | Теги: антисемитизм, М.М.Гитик | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 7
0  
5 Yael   (21.05.2012 22:57) [Материал]
Герой рассказа никого не заставлял, он предлагал, а это не одно и то же. Опять же, 1965 год, хоть и не был образцом демократии и веротерпимости, но это не лихолетье революции, гражданской, коллективизации и всех ужасов, которые свалились на людей в те годы. Так что предложение он делал людям в другой ситуации, а не в той же.
И самое главное - если бы не те старики, которые в детстве получили нормальное еврейское воспитание, проследили, чтоб их дети не привели в дом гоев (и дети к ним прислушались, что тоже о многом говорит) не попытались вернуться к своим корням, не показали бы пример остальным, то где бы мы все были? Так что мое мнение - все правильно он делал, честь и хвала. Тем более 1965 год это не 2000-е. И неприятности получить могло все семейство.

+1  
6 constructor   (23.05.2012 08:51) [Материал]
я где то читал, что сообщение, которое начинается словами "Вы не правы", часто не способствует нормальному общению. и знаете, я где то с этим согласен.

0  
7 Yael   (23.05.2012 10:10) [Материал]
Нет проблем, "вы не правы" убрала. На суть моего поста это не влияет

0  
1 constructor   (20.05.2012 23:42) [Материал]
с комментарием трудно не согласиться.

но вот все-таки в самом рассказе бросается такая деталь, что автор решил бороться "за еврейство" когда вышел на пенсию.
имеет ли он после этого моральное право "зазывать рисковать" более молодых?

0  
2 Yael   (20.05.2012 23:49) [Материал]
Во-первых, рав Гитик еще не вышел на пенсию, не дорос 271 271
А во-вторых, он зазывалой работает не один десяток лет, так что начал это дело еще в ранней молодости 485

0  
3 constructor   (21.05.2012 00:25) [Материал]
так я же про героя рассказа

0  
4 Yael   (21.05.2012 00:37) [Материал]
Хи-хи. Сорри. Но все равно, никогда не поздно. И лучше позже, чем никогда.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Сифрия [1]
Еврейский Вопрос [6]
Вновь становясь народом Книги [6]
Последнее предупреждение [1]
Скупой Платит Дважды [1]
Алеф-Бет в Торе [3]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы