Перейти на страницу: 1 2 3 4 Следующая >>>
Луна и солнце
Во-первых, Талмуд «Ктубот» говорит, что девственница выходит замуж в какой день недели? В четвертый, в среду. Почему среда? Есть спор мудрецов, множество разных вещей. Но один из комментаторов говорит, что потому четвертый день, что были созданы светила. Причем здесь право первой ночи?
Начнем со светил. О каких светилах идет речь? Как известно, светил два. И оба в начале были большими. Солнце и Луна, а потом Луна немного возникала и ее уменьшили. Солнце, это способность и желание давать. И Луна, которая светит отраженным светом, это наша способность получать. Т.е. в нашем мире, в котором мы живем, в мире галута, дать можно по количеству голодных, съесть можно – больше двух обедов не рекомендуют. Я к чему? Наша способность получать в этом мире сведена к минимуму. Давать – не ограничено. Ограничено всякими советами, но это… Еще раз. Луна и Солнце, давание и получение, уменьшение способности получать, это и есть главная характеристика галута. Наша емкость сведена к минимуму.
Следующий шаг. То, против чего выступали греки, это против идеи того, что может быть больше человека. Повторим – религия, ими исповедуемая, – гуманизм, человек мерило и критерий всех и всяческих ценностей. Нет выше человека, нет больше человека. Даже этот маленький кувшинчик, запечатанный Первосвященником, они в упор не видели, не могли по определению, это восемь, это сверхобычного. Давайте посчитаем Первосвященника в качестве восьмого. Меньше всего мицвот у неевреев, потом нееврейский раб. Чуть выше – еврейский раб, еще выше – еврейская жена. Еще выше – еврейский муж, больше мицвот. Еще выше – левит, еще выше – коэн, самый высокий – коэн Гадоль. Не заметили, нет возможности заметить. Не существует, бога нет, говорили греки. И все, что связано с богом, это просто фантазии человеческие.
Итак, мы, говорили нам греки, совершенно полноценные люди. Сказать, что у нас сейчас уменьшены духовные размеры, а потом мы будем больше, а потом мы вырастим, это был нонсенс с точки зрения греков. И, по сути, их претензия к евреям была связана не только со сменой генофонда, хотя понятно, что смена генофонда дело важное. Но я снова напоминаю, мешала не еврейская кровь. Это Гитлеру, это Амалеку, это в Пурим мешала еврейская кровь. Здесь мешало еврейское мировоззрение. И потому мы начинаем искать смысл.
Так вот, общая идея проста. Говорят мудрецы, что потому девственницы выходят замуж в среду в четвертый день, что именно она и он, ее муж, будут составлять ту пару, которая в этом мире максимально олицетворяет давание и принятие. Когда мы говорим о супружеской паре в еврейской чистоте, которая проводит вместе первую брачную ночь (подчеркнуто – первую), мы говорим о максимуме принятия и давания. И мы говорим о том, что когда-то будет наделом всех людей, когда люди смогут принимать без ограничения. А в чем идея принимать без ограничения? Понимаете, если луна станет светить как Солнце, то это значит, что свет, которым светит Луна, будет равен свету Солнца. Откуда берется свет? Луна светит отраженным светом. И если интенсивность света Луны будет равна солнечному, то это значит, что мы примем все. Не будет разницы между принятием и даванием. Это мечта, это цель Творения. Это то, ради чего был создан этот мир. Ради чего? Чтобы мы были не только получателями света, чтобы мы сами стали светом. Повторим. Задача евреев – стать источником света. А как можно стать источником света? А получить его столько, что вы уже светиться начнете, причем не в темноте. Цель Творения – соединение. И соединение не только мужа и жены, это символ. Соединение в смысле, что все, что Вс-вышний хочет дать, мы с радостью примем. И это принятие по Его масштабам, не по нашим, создаст удивительную ситуацию, где не будет разницы между принявшими свет и светом. Это тонкий момент.
Еще раз. Если мы возьмем свет по нормам Вс-вышнего, не по голодным сегодняшним нормам, а по Его нормам, (и это Цель Творения), не просто будем полны светом, мы станем сами светом, мы будем просто светиться.
Вопрос – а кто нас будет освещать?
Хороший вопрос. Но общий смысл – мы будем светить друг другу. В этом идея разделения первого человека, и вообще разделения. Помните, слово Творение на русский я перевожу, как разделение. Не появление чего-то из ничего, ибо чего-то из ничего не может появиться. Мы говорим с вами о множестве объектов, т.е. существование множества подразумевает эту удивительную возможность – любить ближнего как самого себя. Т.е. есть что-то кроме себя...
Следующий шаг. Луна и Солнце, как мне кажется, очень хороший пример. Представьте себе, что Луна будет светить столь же ярко, как и Солнце. Что это значит? Откуда Луна берет свет? От Солнца.
Вопрос – а что будет, если она заберет весь свет?
Это одна из наших ошибок. Когда божественный свет спускается, то это не спуск, как мы себе представляем – вода спускается. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, это все время новая вода. Нет, мы говорим с вами об эстафете. Другой аналогии нет. Свет, появляясь на более низком уровне, он никуда не делся с того уровня, на котором он был. Он удвоился, утроился, это эстафета, факел от факела, от факела. Как только мы начинаем оперировать духовными величинами, то ломается обычная галутная логика. В чем она состоит? Если я даю, то у меня становится меньше. Ответ – помните, мудрость? Это единственный, находящийся в этом мире пример – если мы делимся мудростью, то у нас меньше не становится. А в чем больше?
Рав Моше бен Маймон, его мнение не принято раби Йосефом Каро в этом случае. Он говорит, что эле ямей симха, не только Пурим, но и Ханука, т.е. когда мы говорим о фрейлехе, радостной Хануке, то это мнение рава Моше бен Маймона, а его мнение чего-то стоит. Да, оно не принято алахой. Но, легодот у леґалель, два слова. И потому РаМБаМ начинает свою аллаху с майсы. Не только потому, что ему нужно рассказать о Хануке, но и потому, что нельзя благодарить сам не знаю за что. Благодарность, это очень личное, очень внутреннее. Когда во время модим стоит кантор и говорит «модим анахну лах», то еще каждый сам за себя. Почему? Нет общественной благодарности. Порицание может быть общественным, а вот благодарность, она всегда личная. А если вы внутри ничего не чувствуете, то почему вы называете это благодарностью? И это ямей годая. И мы еще увидим, корень ґод главный, он же ґед, и отсюда ґадар. Ґадар обычно переводится, как красота, превосходность, но мы сегодня по-другому переведем.
Итак, с чего мы начали? Мы начали с чрезвычайно материального, введенного греками закона – права первой ночи. Кстати, не во всех случаях, а только когда выходила замуж девственница. Это сразу опровергает идею о смене генофонда, потому что иначе надо было бы всех загонять к грекам. Нет, их интересовали только девственницы. И мы объяснили почему. Девственница выходит замуж в четвертый день, и мы выскочили на четвертый День Творения, и обнаружили в комментарии наших мудрецов, что речь идет о светилах. И мы сказали, что Солнце – давание, Луна – принятие. И мы сказали, что даст Б-г, цель Творения, которая будет достигнута, Луна будет светить так же, как Солнце. И на вопрос, как Луна может светить как Солнце, ответ был – если мы получаем в масштабах Вс-вышнего, то мы становимся не только принимающими, мы становимся источником света. Вот это Цель Творения. По-другому – что мы на Него (на Вс-вышнего) стали капельку похожими. А как можно стать похожим на Вс-вышнего? Ответ – «светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить, и никаких гвоздей». И тут я с Владимиром Маяковским совершенно согласен. Т.е. традиция наша согласна.
Итак, мы обнаружили, что, по всей видимости, то, что очень напрягло греков, это не просто желание сменить генофонд. Нет, если бы им это удалось, они были бы рады. Но, как всегда, речь не идет о чем-то материальном. Они подразумевают все время одну и ту же идею. Какая идея греков? Б-га нет. И они эту идею утверждают на всех уровнях, вплоть до уровня кармана. Ну, нельзя же тратить деньги на приношения неведомо кому, неведомо зачем. То ли дело, наша Венерка! Одни болезни чего стоят! И так этим грекам и надо. Все лихоманки для них не лишние.
Следующий шаг. То, что видимо напрягло греков, это идея того, что мы с вами сейчас еще маленькие. И мы с вами учимся на волшебников. Но, даст Б-г, мы пережили греков, и мы еще будем волшебниками. И Гитлера мы пережили, и Советскую власть. Мы всех их переживем, как говорил Паниковский. Мы вышли на еще один аспект Хануки. Свет Хануки, это залог того последнего, пока скрытого света. У нас будет свет Пурима. Свет Пурима и свет Хануки, нет двух разных светов, они божественны, но они противоположны. В каком смысле? В смысле их принятия. Понимаете, свет Хануки, объясняет рав Мойше Франк – юла, волчок. Почему волчок? Сверху вниз. Трещотка – это совершенно другое, это снизу вверх. И в Пурим у нас тоже будет слабый свет галута. Но задача Пурима совершенно другая. Задача света Хануки – Вс-вышний нам дает залог света Сукот. А что такое свет Сукот? Мы сказали – восемь дней праздника Сукот, оттуда происходит свет Хануки. А что такое восемь дней праздника Сукот? Ответ – сах, там корень итого. Т.е. этот свет, весь свет, который приготовлен для нас, тот самый ор гануз, спрятанный для праведников в будущем, это и есть свет Хануки, поскольку если никаких чудес в нашей жизни не происходит, то на чем основана наша вера? Не дай Б-г, она может стать слепой. И потому каждый может свидетельствовать. И это, как раз, и есть суть Хануки.
О личном чуде
Двадцать один год кровопролитнейшей войны. И это не ответ на вопрос почему? Если открыть книгу Маккавеев, она совершенно не еврейская книга, написанная саддукеями. Когда речь идет о событиях, можете доверять. Я не говорю про интерпретации. Там же все время чудеса. Я же не просто так вспоминал, сколько лет надо обучаться на лучника. Так как они побеждали? В основном хитростью. Ловили их на знании местности, ловили их в ущельях. Но 21 год шла война. Уже выросло поколение, умевшее воевать. Дело в чем? Чудесами была полна эта война. Каждый из евреев пережил личное чудо. Понимаете, что такое чудо Хануки? Почему мы должны радоваться, глядя на свечки? Понимаете, это тот залог, эти мелкие чудеса. Знаки внимания мелкими не бывают. Знаки внимания Вс-вышнего, мелочь в жизни, например, у вас зеленый свет. По жизни зеленый свет или просто вы куда-то торопитесь, и оказывается, что вы и успели, и все сделали. Бывает такое. Так вот, это чудеса каждодневные. И об этом идет речь в Хануку. Вот этот свет, эта радость Хануки, это не просто радость понимания, что Б-г есть, Б-г есть в вашей жизни. Он не просто есть, он не просто там наверху, Он здесь, у нас. Ведь чего хотели греки? Греки хотели ассимиляции. Понимаете, пусть будут евреи по национальности. Я говорил, что победа греков над евреями, это когда команда Маккаби Телль-Авив, со всеми своими неграми, побеждает. И кто-то кричит: «Еш Элоким», потому что Маккаби выиграло у ЦСКА. Когда в трусах и в майках наши евреи бегают и играют против ЦСКА, это праздник греко-римский. На еврейскую национальность греки были согласны.
Помните, я упоминаю в книге о Катастрофе, что в 1932 году, незадолго до смерти Хайм Нахман Бялик и его коллега Равницкий написали книгу легенд. Исходили они из того, что в 1932 году был массовый уход евреев от Торы. Не в ассимиляцию. Евреи уходили в две стороны, хотя ассимиляция была всегда, но настоящая началась после войны. До этого евреи массово не ассимилировались. Куда они уходили от Торы? Или в социализм, были бунты и все, что с ним связано. И была еще одна вещь – национализм. Комментарий ученика Хафец-Хаима, знаменитого главы Барановической ешивы, рава Вассермана, убит нацистами 7 июля 1941 года. Рав Вассерман сказал, что евреи куда уходят от Торы? В национализм. Что такое, национализм? На улице Аха́д ха-А́ма, пока он не умер, в шабат не ходили автомобили, потому что Аха́д ха-А́м говорил – не евреи соблюдают шабат, шабат, это национальная идея. Нет, бога нет. Но все, что у нас есть национального, это Тора, и потому законы Торы надо исполнять. Бога нет, но законы Торы надо исполнять.
Понимаете, шабат надо соблюдать, потому что он делает нас национальностью. И что сказал рав Вассерман? Что если евреи уходят в национализм, с одной стороны, и в социализм, с другой, вы понимаете, что эти вещи не совместимы? Национализм подразумевает культуру, наследство, обособленность, а социализм – пролетарии всех стран соединяйтесь! Там классовая борьба. Интернационализм. И что мы получили? Как сказал рав Вассерман, что если мы уходим в национализм и в социализм, то мы получим национал-социализм. И мы его получили.
Возвращаемся в Грецию. Их идея права первой брачной ночи, это их общая идея – напишите себе на роге быка, т.е. – евреи, не выпендривайтесь! Вы не будете больше чем сейчас, не будет Луна светить как Солнце. Это невозможно, это в природе не наблюдается, не будет этого. Нет никакого бога. И ваша попытка говорить, что среда, это тот самый день, в который заложено.
И нам осталось слово ґадар. Обычно я объяснял вслед за мудрецами, и потому красивость в Хануку. У нас есть красивейший урок «Бней Бина – ямей шмона». И мы объясняли, как мы победили греков? Мы поднялись к истоку красоты. А истоки красоты, чуть-чуть кабалы, бина – разумение, ее проекция – красота. Проекция кетер, это хесед, самая верхняя сфира, проекция уровня хохма, это гвура, а вот проекция разумения, это красота. Что стоит у истоков красоты? Вы берете собаку и вместе с ней стоите перед подсолнухами Ван Гога. Собака видит лучше вас и чем ей это помогает? Какое отношение ее зрение имеет к подсолнухам Ван Гога? Т.е. истоки красоты – разумение. И мы всегда объясняли, что эньян ґидур мицва в особенности в Хануку, это и есть тоже наша победа над греками. Мы не против красоты, но мы поднимаемся к истокам красоты.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 Следующая >>>
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|