Понедельник, 10.12.2018, 06:52
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 М.М.Гитик. Ханука. "Духовные корни Хануки" (Продолжение 2)

Перейти на страницу:  1  2  3  4  Следующая >>>

Новое о новизне

Добавим к этому. Как мы сказали, праздник Ханука – это залог нашего светлого будущего, как и любой праздник. Но свет Хануки, это тот самый свет, которым мы когда-то будем светить. И это тот маленький свет в сердце каждого еврея, который не дает нам ассимилироваться. Николай Бердяев, знаменитый русский философ, вовсе не юдофил. На вопрос, считает ли себя верующим человеком, отвечал – да, потому что существует еврейский народ. Феномен нашего существования, нашей неассимилированности, это победа над греками. Но снова, если мы в трусах гоняемся за кожаным мячом, то это их победа над нами. Я не против спорта, я вслед за ґалахой, против профессионального спорта, он вредит здоровью. И наша сила не в ногах, и в футболе больших успехов мы не достигнем, сколько бы денег ни тратили. Но я сейчас не о спорте. У нас с вами есть вот этот свет. И вот это слово ґадар, в основе – ґод, восьмой, если считать сверху, от кетера. Кетер, хохма, бина, хесед, гвура, тиферед, нецах. Седьмое качество сверху – это вечность. Вечность – величина надмирная. А что есть у нас от Вечности? Величие. А в чем величие евреев? Праздник Ханука восьмой праздник по классификации Аризаля. Ханука – ґод, но Ханука – и ґадар. Корень один и тот же.

Что такое ґед? Эхо. Как мудрецы пользуются словом ґадар? Повтор, вернуться, снова. Какая связь между превосходностью и повторением, возвращением, приходом? Эхо – отражение, эхо – свет Луны. Понимаете, свет луны, это эхо света. Мы светим не своим, мы не источники, но даст Б-г, еще будем с ним соединены. И это «еще будем», «еще вырастим» то, что сводило с ума и свело с ума греков. А идея ґадар прямо выводит нас на идею четвертого дня. Наша победа над греками, в частности, в том, что мы отслеживаем откуда все идет. Эта узкая греческая позиция – а мне не важно откуда все идет, вот это то, что есть и будь любезен. Когда мы отслеживаем источник, когда мы понимаем, что то, что мы сейчас, это отзвук, это эхо, это то, что идет из источника на нас, то мы связываемся с Источником. И это еще один важнейший аспект. Когда мы зажигаем свечи, мы делаем проникновенный свет. Т.е. мы даем свету, который нас поддерживает и спасает от ассимиляции, свету сердца, свету, который идет снаружи, мы проявляем его в этом мире. И вот это – ґадар, это свет, который эхо божественного света. И это идея Хануки, постоянное обновление. Напоминаю, что слово Ханука означает обновление.

Вопрос – неразборчив.

Месяц кислев, его знак Зодиака – стрелец, кашат. Объяснение мудрецов – это месяц, который начинается в самом низу и выстреливает нас вверх. Это не только намек на Хануку, это связь между простотой и упованием. Там где есть понимание ограниченности наших возможностей, там будет бэзрат Ашем. Понимаете, с божьей помощью, это не просто слова, это понимание того, что я делаю все, что могу, а больше? А дальше? Эта встреча была заявлена полтора месяца назад. Откуда я знал, что я приду? Кто знает, что будет через две минуты? Ответ – я знал, что я сделаю все, что я могу и, даст Б-г, встреча состоится. Т.е. месяц кислев с самого низа тебя выстреливает в самый верх.

Именно осознание того, что не все от тебя зависит, осознание того, что мы еще не волшебники, мы только учимся на волшебников, вот это позволяет волшебству происходить, потому что обычная, человеческая, греческая мудрость ведет только к гневу. Т.е. она, с одной стороны, ведет к каким-то материальным результатам, иногда, а иногда – к гневу, когда эти результаты не получаются. В идеале, подход месяца кислева, никаких праздников, ничего, и нас в конце этого месяца прямо выстреливает, при условии, что мы такие же простаки, как Мататьягу и его сыновья. А кто еще мог объявить войну империи? Простаки. Я бы на их месте ушел   в партизаны. А объявлять войну, это простота вместе с упованием. Т.е. они делают все, что они могут, а дальше пусть Вс-вышний тоже чем-то…

Вопрос – неразборчиво.

Ксиль – простак, кисла то же самое слово, означает упование, надежда, 78 псалом. У Мальбима есть книжечка, где он берет разнокоренные ивритские слова, естественно, не все, к сожалению, которые имеют одно значение и показывает разницу. У нас есть урок «Десять уровней радости» – десять слов, и это намек мудрецов, под хупой мы их поем. Мудрецы подчеркивают – десять уровней счастья. У кого что болит, тот о том и говорит. В эскимосском языке десятки слов переводятся на русский, как белый снег. Потому что белый снег может быть рыхлым, вчерашним, тающим.

Вопрос – неразборчиво.

Мы говорим об эффекте новизны, потому и девственница здесь появляется, потому идея соединения. Соединение не вчерашнего, не позавчерашнего, идея соединения четвертого Дня. Идея залога нашего будущего и каждодневных чудес в нашей жизни. Что не дает нам ассимилироваться? Что такое наша вера в Б-га? Ответ – это наши знания, понимание, с одной стороны, и знаки Его внимания к нам, личного внимания, с другой стороны.

Добавлю комментарий рава Бризеля. Когда мы начинаем молитву, главную молитву, которая называется амида, то что мы говорим? Элогейну ве элогей авосейну. И приходит рав Бризель и говорит – я не понял, Вс-вышний наш и Вс-вышний Авраама, Ицхака и Яакова. А что, Он не один? Ответ – что такое мой Б-г и в чем недостаток моего? Мой Вс-вышний, это Вс-вышний в моей жизни, это моя вера, это мои ощущения. В чем проблема? Если ко мне придет йог или кришнаит приличного духовного уровня, то при всем уважении к Гитику, моего духовного уровня может не хватить. Понимаете, Его вера будет сильнее моей веры. Я имею в виду, вера как духовный уровень. А дальше? Так на что же мы рассчитываем? А что мы знаем про Вс-вышнего Авраама, Ицхака и Яакова? Что значит, Вс-вышний Авраама, Ицхака и Яакова? Это уровень раскрытия Вс-вышнего Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Это рацио.

Есть то, что я своей жизнью пережил, выстрадал, достиг. Этого не хватит, нужна вторая нога. Кроме ощущений нужны еще и…, а вот здесь я вполне рассчитываю. Никакой кришнаит, правда нужно обе ноги, для движения нужны обе ноги, потому что я рассчитываю, а кто знает? И тогда нужны будут ощущения. Но когда мы стоим на двух ногах, то с нами уже очень тяжело что-либо сделать. И потому не они нас, а у нас здесь китайцы. У них борода не растет, пейсы правда. Китайцы натуральные. И вообще все, со всего мира. А путь у них один и тот же. Эти китайцы достали своих буддийцев, просто достали, они вопросы задавали.

Итак, эффект новизны, о котором мы говорим, подразумевает нашу не ассимилированность, потому как если мы по течению, и мы все время исходим из того, что было, было, было. Мы говорим о Хануке, о свете будущего, которое здесь, сегодня, сейчас. И это всегда новое. Понимаете, попытка сказать стоящим под хупой – ребята, не волнуйтесь, да миллионы пар уже здесь до вас стояли, это даже не смешно. Мы никого не повторяем, каждый человек уникален. И Ханука, это вот это эхо. Каждый из того божественного света, который есть залог нашего светлого будущего, должен видеть свое в свечах, которые мы зажигаем в Хануку и само время Хануки. Это же время обновления, Ханука. Нет, это не новая постройка, мы обновляем. А если мы не обновляем, я снова процитирую рава Шимшона Рафаэля Гирша. Весна на улице, говорит рав Гирш, имеет один единственный смысл, чтобы весна была у вас в  душе. А если ее нет в вашей душе, то зачем она на улице? Мы зажигаем свечи Хануки, и это можно сказать о любом еврейском празднике, но это праздник обновления, каждый несет что-то свое. Обновление в каком смысле? Понимаете, это тот самый свет, который мне за отчетный период удалось абсорбировать. Это та Тора, которую я выучил.

Вот здесь 14 бесед о Хануке. Я всего этого даже не помню, зачем новое рассказывать? Помните эту замечательную сценку в «Театральном романе»? У Ивана Васильевича происходит совершенно удивительная сценка, где появляется тетушка. Она говорит, что новая пьеса? А зачем новая пьеса? Вот Алексей Николаевич Островский столько пьес написал, играй. Не переиграешь. И роль есть для Милочки. Зачем новые уроки? Зачем новое? Ну, нет же новых мицвот. Так вот, это не просто повторение. Это не та Ханука, что была. Задача новизны, это задача Хануки. В чем здесь новизна? Содержание новое. Гитик старый, а содержание новое. Те, кто помнит 10 лет назад, совершенно другое содержание, а тем более 20 лет назад, сравнить нельзя. Кстати, не все говорят, что в лучшую сторону. Говорят, что улыбаться стали меньше. Правда, меньше. Зато, внутри – больше. За все надо платить. Хотите скорость, проигрываете в мощности. Хотите мощность, извините, тогда быстро не получится.

Основная идея, которую мы выучили – эффект новизны, это отзвук, это не наше новое, это мы усвоили, это мы выучили и это антиассимиляция. И мы стоим на двух ногах – рацио и эмоция. В эмоциональном плане мы, конечно, пигмеи. Но мы же карлики, которые на плечах у великанов. Раньше даже мечтать нельзя было о таких комментариях, это рав Моше бен Маймон и иже с ним. А простые евреи? Понимаете, в чем прелесть нашего поколения? Да, мы бездуховны, но мы уже такие комментарии, и иврит, и кабала, и что хотите! Только захотите.

Вопрос – когда уходит Ханука, в чем она остается?

Следующий месяц после тишрея, мархешван, когда заканчиваются все осенние праздники, заканчивается Симхат тора и идет, вроде, такой облом. Ответ – ничего подобного. Месяц мархешван, мархеш в переводе с арамейского означает шепот. На иврите корень рахаш. Так вот, мархешван, это месяц когда еще слышен шепот осенних праздников. Что хотят сказать мудрецы? Что мы еще под впечатлением. В праздник Ханука мы совершенно не говорим про тевет, тем более, что это у нас самый темный момент года. Не в смысле солнечного раскрытия, а в смысле, что это самый духовно низкий день. И Ханука, это силы на будущее. Т.е. сама постановка идеи эха. Эхо, это то, что до нас доходит. У нас еще будет куча всяких проблем, но мы псковские, мы прорвемся. Это идея Хануки, невероятные внутренние силы, и мы прорвемся. Будет 10 тевета, будет уже залог будущего, 15 швата. Но будет еще и Пурим. Пурим, это праздник на нашей улице, потому что в отличие от Хануки, где уже в 66 годе до христианской эры приходит Гней Помпей и душит нас окончательно в дружеских объятиях. Помните, все началось с дружбы с Римской республикой. В 142 году она признала нас другом, чуть ли не братом. Но настоящее наше достижение будет в Пурим. Нам нужно идти от вехи к вехе. Когда нет сил добежать, то ты ставишь себе ближайший ориентир – до следующего столба. Наша задача сейчас – до Пурима. Вопросы будут и трудности будут, но как объясняет рав Ашлаг? Что такое вера в Б-га? Вера в Б-га, это моя вера в себя. Что это значит? Вера в то, что Вс-вышний дал мне достаточно сил. И наша вера во Вс-вышнего, в ракурсе Хануки, я подчеркиваю, рав Моше бен Маймон, хотя это не принято алахой, говорит что эле ямей симха. Когда мы говорим, легалель улеґодот, эти дни даны для чего? Не для того, чтобы мы зажгли свечи и с чувством исполненного долга разошлись довольные по домам. Это дни для радости. Какой радости? Понимаете, если до меня доходит эхо, да,  понимаю, что мы духовно ущербные люди. Но все время идет новая Тора. И это то, что даст нам дожить до Пурима, а кто доживет до Пурима, тому обеспечен Пейсах. А в праздник Шавуот Аризаль такое обещает! Если учить будем, да глаз не сомкнем – еще год жизни. И снова, год жизни не как биологический год, еще возможности. Иврит бы я выучил только за то, что на нем говорит Вс-вышний. Вы слыхали языки, где слово зман означает возможность? А нецах, это ницахон, а олям означает сокрытие. Нам ли быть в печали? Только что нужно помнить? Что радость требует новизны. А откуда вы собираетесь черпать новизну, если не из Торы? Я не понимаю людей, которые собираются стареть без Торы. Как можно стареть без Торы? Сериалы – альтернатива. Только в сериалах ничего нового. Вы можете в 50 поехать на Аляску – 10000$, удовольствия получите, дай бог, на 2000$, потому что на Аляску и в дебри Амазонки надо в 20 лет ездить. Это не для 50. А в 50 уже свои радости.

Ханука – часть общего божественного замысла года. Задача наша – идти от вехи к вехе. А рецепт, я давно прочитал в фантастике, мне от всех болезней аспирин помогает. И я с тех пор так и говорю, у меня нет другого рецепта, мне изучение Торы помогает во всех, и в жизненных коллизиях. Когда моя жена в очень кратких, емких и содержательных предложениях высказывает свою оценку в нашем общем деле общесемейного счастья. Ответ – Тора. А ребенок себя ведет, кто не видел этих детей – троглодиты, Иешуа вчера сказал, что поправился на 5 кг. Он уже толкает 110 кг. Он и до этого был не хилым, а скоро он в дверь не будет пролезать. Но его жена терпит и слава богу, потому что я бы не вытерпел. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Все в рамках кошерных, и слава богу. А дальше проблема его жены, может ей нравится. Но что я хочу сказать, что дает мне силы? Я в эти игры играю 30 лет. Вы не в церкви, вас не обманут. У вас проблема? Учите Тору.

Знаки времени

Мы говорим о характеристике времени, в котором мы живем. Поскольку концепция новизны подразумевает не только, что мы все время новые, время новое. В каком смысле, время новое? Каждое поколение имеет абсолютно новые задачи. Поясним. Рав Моше бен Маймон «Море Невухим» написал на арабском языке. И понятно, что он апеллировал к молодым людям своего поколения. Не в смысле, что эта книга утратила актуальность. Но вопросы сегодня другие. Но дело даже не в вопросах. Одна из важнейших черт времени, одна из двух причин, из-за которых мы поднялись на ступеньку, где Вс-вышний мог дать нам Тору, мало кто об этом помнит, но в главе Мишпатим второй книге Пятикнижия (в Торе ведь нет раньше и позже) излагаются события, бывшие перед дарованием Торы. И понятно, что когда РаМБаМ писал ґалаху, которая на все времена, он писал на иврите. Когда же он отвечал на вопросы своего поколения, он писал на разговорном языке своего поколение – на арабском языке.

Так вот, евреи, для того чтобы получить Тору, сказали  наасе и нишма. Куда менее известно, что перед этими эпохальными словами они сказали: «Все что Вс-вышний скажет нам, мы будем исполнять». И Тору не получили. Почему? Что такое нишма? Это новизна. Что новизна? Что, Тора новая? Несомненно. Той Торы, которую мы с вами говорим, никогда не было. Понятно, что Моше владел всеми принципами. И все, что сказали мудрецы, удастся когда-нибудь, кому-нибудь обновить. Понимаете, мы же не творцы, у нас эхо. Но это эхо в каждом поколении. Каждое поколение живет внутри своего времени, не чужого.

Вопрос – неразборчив.

Когда мы трясем калейдоскоп, узор появляется новый. Мы говорим о новизне времени, которое выражается в том, что у каждого поколения свои задачи.  Национал-социализм, это не проблема нашего поколения, слава богу. Гитлера убили, это не проблема нашего поколения. И один из важнейших вопросов, который обязаны задавать евреи, которые очень мало его задают – в чем особенность нашего времени? Что в наше время проблема №1? Когда я говорю, проблема №1, я говорю о том, чего ранее никогда не было. Если я хочу какую-то проблему вывести на первое место, то это значит, что эта проблема принципиально новая. Ни одно поколение до нас с этой проблемой не встречалось, никогда не было этой проблемы. И потому пример национал-социализма. Последний наш сионист Нетаниягу, я понимаю, что может, есть еще несколько, но он последний. У него папа умер полтора года назад. Мой дедушка был ревизионист, его папа был ревизионист. Папе было 102 года, он был профессор истории. И Нетаниягу с молоком матери впитал в себя идею, что бомбить все равно нужно. Я не знаю, когда он будет бомбить, но бомбить он будет. А то, что будет затем… короче, «мамами только те станут, кто войну переживет».

Что я хочу сказать? Особенность нашего времени невероятна. Никогда у евреев не было такой проблемы. Т.е. эта проблема на личном уровне была всегда, называется ассимиляция. И во времена греков пытались насильно ассимилировать. Но когда вам приказывают не думать о белом бычке, то у вас в голове появляются правильные мысли – а кто он такой, чтоб мне приказывать? И у греков ничего не получилось. Но то, что не получилось у греков, реализует Эйсав. Я всегда привожу один пример, для меня это некий знак времени. В 1946 году в США было 6,5 миллионов евреев. В 70-90-е годы туда приехало 1,5 миллиона советских евреев. По самым скромным оценкам, сегодня в США должно быть хотя бы 12 миллионов евреев, не меньше. Там, по-моему, и четырех нет. На ассимиляции в одной Америке, я молчу про Россию, я молчу про все, Гитлер не мог даже о таком мечтать! Такого не было никогда. Барух Спиноза выбрал путь ассимиляции. И даже Карл Маркс. Но массово этого никогда не было. Даже перед войной евреи уходили в национализм, социализм. Был бунт, но на идиш.

Так вот, наша проблема сегодня, цитирую «Ширли мырли» – вы слишком много едите, вы зажрались! Это не новость. Что я хочу добавить? Начинаются мои поездки в Москву, знаете, с чего? В 2006 году у меня сильно закололо сердце. Из-за чего? А я статистику прочитал. Лос-Анджелес – 85% смешанных браков. Я сейчас говорю про 2006 год. Москва – 92%, первое место в мире. Вы понимаете, что такое 92% смешанных браков? Вы про Косово слыхали? А вы знаете, кто такие албанцы из Косово? Это сербы, принявшие, они голубоглазые, они блондины, но они рожали детей. А христиане детей, как известно, не рожают, нема дурных. Нет, одно, два, максимум, если двойня во второй раз, то три.

Смысл знаков времени? Откуда запреты? В Австралии подняли вопрос – проблема построения шалашей, резать ветки с деревьев, оправдано ли это? Ведь больно деревьям. И что, ради религиозных нужд будете резать? Мотивировка всегда одна и та же – не надо делать плохо, надо делать хорошо. А как хорошо? Гуманизм, то, что придумал человек. Знак нашего времени – если войны не будет, через 20 лет в Турции основное население – курды. Латиноамериканцы – большинство в Америке, мусульмане и африканцы – большинство в Европе. О чем мы говорим, в Израиле – религиозное большинство. А вот этого вытерпеть уже невозможно. К чему я подвожу? Дело не в том, что у нас нет двадцати лет, дело в том, что  наше поколение, это борьба с ассимиляцией. И я благодарю Вс-вышнего каждый день своей жизни, что он дал мне эту возможность бороться.

Говорил мне один коллега, тебе так повезло, тебя люди слушают. Я бы с удовольствием рассказал, но меня не слушают. Это же не шутки. Я через неделю лечу в Казахстан, и приедут евреи, а кроме того – местные евреи, живущие в Алма-Ате. В Германии живут. Я им выбирал место жительства? И у меня болит сердце. То, что происходит сегодня в мире – зажрались. Не только евреи, все зажрались. Деревьям больно, оправдано ли это, резать ветки для шалашей? Это уже не греческое, это выше, это римское, настоящие эйсавы. Эсав, который говорит – сытость любой ценой, а не захотят есть, будем толкать. Представить себе, что мы будем в XXI веке жить в мире, где будет религиозное противостояние?

В чем мое преимущество? Я в 1982 году мучился вопросом – юг против севера. Какой юг, против какого севера? Какой Гог, о чем вы? Ответ – зайдите в интернет, посмотрите на фотографию – статуэтку фараона и его небезызвестной жены и двух дочерей. А потом посмотрите на семейство Обамы. С самим Обамой сложнее, он все время лыбится. А вот обамиха на меня произвела серьезное впечатление, просто копия той тетки, которая была женой и мамой фараона, того, который отвечал за наш не выход из Египта. Но мудрецы прямо пишут, что Навуходнецер, это его реинкарнация, а Мальбим объясняет, что последний приход Гога (это Ехезкель, 38. Там очень подробно написано), это «дядя», что будет стоять во главе западной сверхдержавы, которая будет во главе западного мира. Про цвет лица он ничего не говорит, но это уже мудрецы из Кабалы объясняют. Понимаете, если мы говорим про реинкарнацию, то мы говорим об одной функции. А если мы говорим про одну функцию, то мы говорим про одно лицо. Понятно, есть поправки, понятно, что это разный возраст, разное настроение и т.д. но цвет кожи тот же самый. По еврейской традиции взяли изображение соответствующего фараона. Не того, про кого историки говорят, потому что историки вообще ничего не понимают. А вот того, кто по еврейской традиции был.

И  это общий ответ на вопрос об этих законах. Понимаете, эти законы – следствие того, что все зажрались. В первую очередь евреи, весь мир во вторую очередь. И что они хотят? Чтобы все были сыты. Это не то, что говорили греки. Греки говорили – в здоровом теле здоровый дух. Это больше – а тот, кто не захочет быть сытым, мы его заставим. И весь ужас в чем, и почему я вспоминал про Косово? Альтернатива какая? Ведь есть же люди на земле, которым мало сытости. Им промывают мозги с самого детства, что надо себя продавать подороже, что говорит телевизор? И все брать от жизни. А вот есть молодые люди с горящими сердцами. Вот девочка себя взорвала в Волгограде. Ну, так получилось. Она была нацелена на большое, но так получилось. А идейный вдохновитель? Муж. А муж там голубоглазый блондин, русский-русский. Я к чему подвожу, одна из тех вещей, которые меня более всего в этом мире поражают – а всего две идеи в мире. Первая идея – безыдейность, кушать досыта и не мешать кушать другим. Причем дело поставлено так – то, что ты голодаешь, мне мешает кушать, и потому я тебя буду насильно кормить. Я не шучу. Еще это называется глобализация. А альтернатива какая? И это меня убивает еще больше, чем первое. После всех войн, и я хочу напомнить – рав Авраам Грозненский задал вопрос. Пожалуйста, пересказывайте его ответ всем людям, которые готовы думать. Вопрос – зачем нужны войны? Зачем? Замысел Вс-вышнего? Ну, нельзя было без Хмельницкого обойтись? Книжку о катастрофе я написал. Душевных сил о том, что происходило в 1648-1649, тав хет - тав тет, у меня нет сил, просто нет сил об этом рассказывать. А я вовсе не считаю себя слизняком, понимаете? Так я о чем? Что мне помогает, когда речь заходит о Хмельницком? Есть такое замечательное слово, называется кошмар. И первый вопрос – что хорошего в кошмаре? Вы просыпаетесь и понимаете, что это кошмар!

 

Перейти на страницу:  1  2  3  4  Следующая >>>

Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Семинары и шабатоны [279]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [623]Объявления [163]
Статьи [1135]Видео уроки [141]
Уроки Торы онлайн [108]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [28]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод