Сны месяца Кислев
Пять недельных глав месяца кислев. Общий духовный знаменатель – я обалдел. Савраньский ребе обратил мое внимание, дальше рав Мойше Франк. Итак, недельные главы: Ваейце, Вайишлах, Вайешев. Обратите внимание, очень похожи. Наша с вами – Микец. И вот эти главы составляют месяц кислев. Общее? Ответ – сны. Сначала снится сон Яакову, вещий, невероятный. В следующей главе там не сон, но вроде сон, есть такое мнение мудрецов, что это сон, что борьба была во сне. Помните, ночью Яаков борется с неким человеком, квинтэссенцией силы Эйсава. Следующая глава уже сны Йосефа. Следующая глава, наша – фараон, сны. Понятно, виночерпий. Очень красивый комментарий Менахема Мендела из Косова, хасидский ребе XIX столетия.
Наш ученик в Нью-Йорке рассказывает. Молодой китаец, только что из Китая и даже немного говорит по-английски, потому что они на английский уже не переходят, особенно латиносы остаются в рамках своей испаноязычной культуры. Америка заканчивается, Европа заканчивается. В любом месте мира, хоть в Индии, ты приходишь к человеку и спрашиваешь – во что ты веришь? Ответ вы получаете на щирий украинський мови – гроши и харчи хороши. Все. А все остальное – нюансы. Я получил шок, когда впервые познакомился с французами, когда оказалось, что во Франции, которую всякий русский любит, это 5% – политехникум и Сорбонна. Неразвитость европейцев, это что-то. Описано давным-давно. Стендаль описал – Фабрицио дель Донго, как и положено, имел кобылу и любовницу. Кобылу любил больше, чем любовницу. Сильные страсти у европейцев только на футболе, а в остальном хладнокровные ребята. Потому и возвели на пьедестал любовь.
Зато наши джигиты, они совершенно не хладнокровные. Кто имел дело с арабами, знает, что они нормальные люди до определенного момента, а дальше у них просто крышу сносит. Это не я, это Тора говорит – пере адам, дикость, необузданность. И что они возвели на пьедестал? Никто ничего нового не придумал. У нас есть целый урок о параллели между Вавилонской башней, потопом и Содомом, и современными тремя религиями, охватывающими 99% людей в мире. Джигиты, это камень, возвели на пьедестал поступок. Христиане – хладнокровные ребята – на пьедестале Б-г, любовь. И монахи буддийские, там индуизм, на пьедестал возвели живое. И потому монахи буддийские идут и расчищают путь, чтоб муравьишку не раздавить. Настолько возвели на пьедестал живое, чего им не хватает? Что они вообще устранились от жизни, они тут вообще ни при чем, они большинство. 2,5 миллиарда христиан, 1,5 миллиарда мусульман и более 3 миллиардов остальных – буддистов, индуистов и т.д. Что важно во всем вышесказанном? Осталось всего две идеи. Идея первая – гроши и харчи хороши. Идея вторая – куда податься этим самым, с горячим сердцем? Ответ – ваххабизм, крайний ислам. Если первые говорят – бог есть, бога нет, будем здоровы. То вторые говорят – бог не просто есть, он так есть, что вам мало не покажется. И мы как всегда, между молотом и наковальней, но это не новость. Что для нас новость? Сон.
И мы поговорим о месяце кислеве и об удивительном аспекте Хануки. Ханука, это наша не ассимиляция, это наша душа, свеча, капелька в сердце, некая искорка, которая и есть сила Хануки. Она только искорка, это только эхо. Но это то, что не дает нам ассимилироваться. И поколение, в котором мы живем, время, в которое мы живем, и дай бог, чтоб я ошибался, понимаете, почему последнее? Уже нет никаких идей, кончились. Когда были последние социальные идеи?
Мне сейчас два профессиональных музыканта рассказали, что популярная музыка закончилась в 1993 году. Это не они считают, это общее мнение. Нет, технологии, чтоб не сглазить, а вы посмотрите на писателей, на музыку. Я в музыке ничего не понимаю, в современных писателях тоже, но то, что они называют бестселлерами, это тяжелый случай. Беднеют языки. Я о чем? Прогресс технологический означает только одну вещь: идет компенсация духовного убожества материальными достижениями в науке и в технике. Но меня сейчас интересуют я и вы, и мы. Судя из всего того, что я сказал, в ближайшее время будет война Гога и Магога. И что меня сейчас интересует? Месяц кислев, Ханука. И Ханука, она частично в кислеве, она начинается, а продолжится в тевете. Что общего мы нашли в недельных главах в месяце кислев, по сказанному Савраньским ребе общее? Это сны. Сон, это галут. И несколько слов, что значит, сон – это галут? И отсюда, как вывод – как жить дальше?
Во-первых, сон, это вещь разумная. В каком смысле? Снятся самые нереальные вещи. Пример моего учителя рава Франка – в ушко иголки во сне может протиснуться слон. Но при этом слону придется очень сильно скукожиться и протискиваться. С точки зрения яви, даже не смешно, но во сне… Если вы во сне летите, то у вас либо крылья, либо восходящий поток воздуха. Что говорит рав Франк? Во сне присутствуют законы, логика. Нет, она не такая как в реальности, но она есть. Когда я говорю о Хмельницком – кошмар, я имею в виду, что те, кто проснутся... Что Вс-вышний дает праведникам? Намек у царя Шломо: он дает им вечность, он дает им реальность. То, за что мы страдаем, это вечность. Вечность – это победа, и не только над временем. Вечность, это победа над сном.
Понятно, что во сне, как во сне. И законы здесь работают жестко. И если вы вопреки закону всемирного тяготения сделаете шаг из окна на девятом этаже, то все дальнейшее будет предсказуемо. Т.е. законы здесь работают. А в любой эзотерике, что вам объяснят? Что вы здесь спите, что мы с вами спящие и что задача человека – проснуться. Проще: задача – вечность, а вечность, это реальность. А то, что у нас с вами есть, это сон, не пустой сон, сон, который называется галут. Что такое галут и почему эти недельные главы говорят о снах? И в чем смысл этих слов? Очень интересную идею дает рав Адин Штайнзальц, лет 30 тому назад я от него слышал, что Йосеф всю свою жизнь прожил под сенью своих снов. Ему дали сны, а дальше идет жизнь. И эти сны должны реализоваться. Но как они должны реализоваться? Вам может сниться сон, в котором вам будет сниться сон. И тогда очень тяжело проснуться внутрь сна. Чрезвычайно тяжело проснуться, когда вам снится, что вам снится сон.
Исход из Египта начинается с того, что мы обнаруживаем себя в Египте. И общий смысл нашей с вами жизни – постепенная переоценка ценностей. Один из ответов на вопрос, зачем нужна старость? Здоровая старость, без Альцгеймера и прочих радостей. Это идея переоценки ценностей в сторону духовности, когда материальное начинает занимать намного меньше места в нашей жизни и, соответственно, высвобождается место либо для сериалов, либо для духовного.
Мы находимся внутри сна, и наша задача не проснуться, это принципиальное отличие от эзотерики. Наша задача – во сне, выйти на край сна. Все мы находимся в рамках эгоизма. Мы не можем понять, что такое не эгоизм. Т.е. я пальцем не пошевелю, если я не имею в виду для своей пользы. Пользы духовной, самой лучшей, но без пользы это бессмысленно. Но работая в рамках эгоизма, или скажем по-другому: все, что есть в этом мире, это эхо божественного света, отблески. Но такой мизер, о котором даже говорить не приходится. Дальше, всякое удовольствие в этом мире, это божественный свет. Я сейчас сказал очень жесткую вещь, т.е. мерзавец, получающий удовольствие от мучения жертвы, это божественный свет. Другого нет в этом мире. И потому есть только мизер. Здесь все сведено к мизеру. А когда мама закрывает своим телом ребенка от нациста, это что? Это эгоизм, но дай нам Б-г всем немножечко такого эгоизма. Что я хочу сказать? Эгоизм, это широченный спектр. А дальше с того края, где уже не люди, то что снится Гитлеру. А вот с этого края, и это наша задача. Наша задача выйти на край, на тот край эгоизма, который граничит с альтруизмом. А вот там, на краю, вы не в церкви, вас не обманут.
Сказано в трактате «Брахот», никогда не показывают праведнику хорошего сна, никогда не показывают мерзавцу плохого сна. Первая фраза элементарна. Что видит праведник? Он спит, праведники спят вместе с нами. Но чем отличается праведник от нас с вами? А у него другая шкала ценностей. Ну, какие ценности у нас? Снилось и забылось. Что значит, праведнику не показывают хороших снов? Сон, он и есть сон. Ну, вам приснилось, вы возобновили. Простите, а какие в этом мире есть ценности? Это для нас сон, это реальность. А для праведника сон, это сон. И потому праведникам не показывают хороших снов. Что значит, хороший сон? Хороший сон, это что? Что вам снится, что вы здоровый и богатый. И вы просыпаетесь, и что? Сон не может быть хорошим, снилось и забылось. Праведник живет, как и мы с вами, во сне. Но, в отличие от нас, для него это сон. Что это значит? Это значит, что все материальные ценности, это просто материальные ценности. С точки зрения духовной нам с вами от двух до трех лет. Мир, в котором мы живем, это песочница и у всех белые панамки. Подумайте, зачем белые панамки? Те, кто моложе двух лет, к нам на уроки не приходят. Те, кто старше трех лет – уже не приходят. А дальше, ради бога, из песка вы можете делать себе замки, автомобили, это из песка, это временное.
Следующий шаг. А в чем идея этого временного? Еще одно значение слова Ханука, это хинук. Жизнь, это когда ты себя воспитываешь, а если не воспитываешь? Так тебе снится, что тебе снится сон. И тут немного Пурим, Ханука без Пурима невозможна. Пурим, это когда вы просыпаетесь для сна, когда вы понимаете, что вам снится сон. Что значит, мерзавцу не показывают плохой сон? Помните, мы начинали с этого? Мудрость ведет к гневу. Какая мудрость? Понимаете, почему праведник не может гневаться? Простите, на что гневаться? На сон? Хмельницкий, это просто кошмар. И у нас есть целый урок на четвертом году учебы, который называется «Шизофрения, как ее нет». Который объясняет, четвертая глава, вторая книга Пятикнижия, война у Вс-вышнего с амалеком. Простите, война у Вс-вышнего с кем? А что есть кроме Вс-вышнего? Он что, сам с собой воюет? Если вы сомневаетесь по поводу диагноза Вс-вышнего, то я вам вспомню про Израиль. Что сказано Израилю? Захор Ашем, помни, что сделал тебе, что еще сказано? Мхе эт зехер амалек – сотри память. Я не понял, так мы помним или сотри память? Целый урок, не просто, четвертый год учебы.
Повторим, почему мерзавцу не показывают плохой сон? А что есть у мерзавца, кроме сна? Понимаете, чем мерзавец отличается от нас с вами? Он, как и полагается греку и большому гуманисту, говорит, что это и есть реальность и не выдумывайте, никаких других реальностей не существует. Вот это то, что есть! Нравится, не нравится, спи моя красавица, после разберемся. О чем? Сон. Понимаете, все, что у него есть, у него есть во сне. У него не может быть плохого сна. Ешь и пей, потому что завтра умрем.
Вопрос – неразборчив.
А что, шахиды лучше? Они совершенно не материалисты, а даже наоборот. Но, несомненно, из двух идей в мире, одна идея, это не атеизм, это не отрицание Б-га, это отрицание Б-га, который не ваш, которого вы не придумали. Вы верите в бога, так вот, бог в которого верите вы, мы верим в того Б-га, который верит в нас. У евреев все построено не на нашей вере, что она стоит, наша вера? Как начинается наш день? Раба эмунатеха, что значит? Если я проснулся, Он в меня верит. И понимаете, кем я должен быть, чтоб после этого не верить в себя? А это значит простую вещь. Это не значит, что я весь из себя, это значит, что мне нельзя отчаиваться, Он в меня верит, Он меня любит. И я должен стараться. Кто такие мерзавцы? Мерзавцы, это те, которые спят и не хотят признаться, что они спят. По-другому – мертвые. Если вся жизнь сводится к сну, то кто сказал, что была жизнь? Вам снился сон длиною в жизнь, снилось и забылось. Понимаете, почему им не показывают плохого в снах? Они не способны воспринять плохое.
Например, получает человек по голове. Я вам реальную историю расскажу. К нему приходит дядечка, здоровый, лет 60. Оказалось Бааль Бастер … встречали таких евреев? Без лишних разговоров, вот такая пачка денег, кладет на стол – рав, броху на здоровье. Он ему говорит, пойми, убери деньги, что тебе поможет? Давай попробуем вместе, подумаем что не устраивает. Нет, Вы мне голову не морочьте, вот деньги, вот броха. Все покупается. А что не покупается за деньги, покупается за большие деньги.
Что я хочу сказать? А ведь он так и умер, рак у него был. Он так и умер от этого рака, не захотев понять, что у любой болезни есть духовная причина. Рав Авраам Грозненский говорит, что вместо пророчества – болезнь.
Я в 2002 году выучил алаху. Алаха звучит так: если вы пожилого человека обгоняете, то следует просить у него прощения. Лиля свидетель, в 2002 году на ее глазах Илюша Хусик, бывший экстрасенс, спрашивает, рав Гитик, что у Вас? А я получил легкое сотрясение мозга, хотя приложился я другой частью тела, я бы сказал, противоположной. А сейчас в Кишиневе я выучил еще одну вещь. Я им объяснял, что торопиться не нужно. А дальше я халу ел, а людей, слава богу. И хотел побыстрей, людей же много. И по алахе – торопиться нельзя. Выучил алаху.
Понимаете, зачем мы живем? В чем идея воспитания? Что это за сон? Два-три годика, мы подготовишки. А мамами только те станут, кто войну переживет. Войну с собой и войну Гога и Магога. Понимаете, наша задача понемножку привыкать, что это сон. Старость совершенно необходимый компонент. Помните, я объяснял, что если вам 90, то рука, если она здорова, будет двигаться, но не так как у меня сейчас. Вы будете ощущать, что это не ваша рука. Пожилые люди перед смертью начинают ощущать, что тело не их, на физическом уровне.
Подводим итог. Понимаете, Ханука, месяц кислев, сон, галут. В чем проблема галута? Не дай бог, мы можем раствориться. Мы можем решить, что сон и есть жизнь. Мы можем заснуть во сне. Это уже идея второго сокрытия, это уже Пурим. Но что делает Ханука? Ханука ориентирует нас на новое, на совершенно новое, на никогда не бывшее. Это не та Ханука, что была в прошлом году. Понимаете, с чем боролись греки? Они говорили простую вещь, что все было, какая первая брачная ночь, вы о чем? И далее по тексту. Это альтернатива, это не просто материализм. Понимаете, их боги, я сейчас говорю о западной цивилизации, там множество богов, верьте в кого хотите, только откуда тогда берутся запреты на обрезания, на шхиту? Как же так? Они же плюралисты. Ответ – западная цивилизация впитала в себя все три галута. В частности, греческий галут внутри римского. Римляне наследники греков, и не только греков. И проблема, которая решается праздником Ханука, это проблема снов.
Насколько понятна концепция, что не показывают мерзавцу плохой сон? Он в любом случае, что будет говорить? Он будет гневаться. Мы сейчас замыкаем обе части урока. Мы начинали с того, что мудрость ведет к гневу и завершаем тем, что мерзавец будет всегда искать себе оправдание. А у него вариантов нет, у него нет ничего, это для него реальность. И чтобы ни происходило, он даже умрет, он ничего не поймет, как тот еврей, который принес толстую пачку денег. Он не может признать, что Б-г есть, и этот Б-г вне нашей системы, он не мною придуман. И все строится не на моей вере в Него, а на Его вере в меня. И когда говорят «любовь» у евреев, то имеется в виду маленькая толика Его любви к нам. И любовь мужа к жене, и любовь дедушки к внуку, да просто хорошие отношения между людьми, это все кусочки Его любви. Просто Его любовь – все. И концепция Хануки, концепция сна, концепция воспитания. Нельзя заскочить на уровень абсолютного праведника, это невозможно. А что возможно? Что от нас требуется? Понимаете, понемногу, понемногу, понемногу ценности материальные – сон. Вам снится, что у вас есть тело, вам снится, что у вас есть квартира, вам снится, что у вас есть родители. Подчеркнем, родители у вас есть, но кроме того, вам снится, что они у вас есть. Так вот, со сном придется расставаться, с родителями нет.
РЕЗЮМЕ.
Хлеб, вино и масло
Греки прекрасно понимают, что человек не может жить без духовного. Их претензия к евреям была: вся духовность – она тоже человеческая. И нет ничего выше человека, и боги, которым они поклонялись, они же люди. Ну, с какими-то сверхвозможностями. Грубо говоря, это человеческие фантазии, сверхсилы. Приблизительно то, что есть сегодня в массовой культуре в фильмах про бетменов, с какими-то сверхвозможностями. Если трезво на это посмотреть, то вопрос был бы - ну и что? Человек-паук, ну и что? И потому, чем евреи наступили на любимую мозоль? Тем, что евреи имели наглость утверждать, что есть выше человека. И масло-жир символизирует то, что выше, восемь. На иврите восемь и жир, это одно и то же слово. И тогда становится понятным, почему шесть дней, шеш - стремление, почему седьмой, это шабат – прекращение, в смысле достижение цели.
В двух словах, греки утверждали, что нет ничего, кроме вина. Вино, на самом простейшем уровне, это эмоциональная свобода человека: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Я не говорю о состоянии, когда человек в стельку пьян. Как говорил один житель России, я свою меру знаю, если упал, значит хватит. Имеется в виду состояние опьянения, когда ноги не ходят, а голова парит. И вино в этом контексте символизирует удивительное, лишь человеку свойственное состояние духовной расскрепощенности. Эмоции выходят на первый план. И вот это и есть греческое мировоззрение.
Греческий взгляд – жизнь бессмысленна, но мы, люди, должны наделять ее смыслом, она наша. И потому у греков было принято самоубийство. Когда жизнь достигла максимума, было принято у греков выпивать чашу с ядом.
Что такое еще греки? Мало кто знает. Это Сократ, знаменитый греческий философ, житель Афин, которого свободные граждане города Афины приговорили к смерти за растление молодого поколения, которое заключалось в том, что он, подходя к молодым людям и девушкам, задавал вопрос – а для чего ты живешь? А какой смысл в твоем существовании? Если ты умрешь, то что исчезнет? Короче, смущал умы, растлевал молодежь, за что и был казнен по приговору свободных граждан Афин.
И снова, хлеб, о котором никто не спорит. Умные люди не спорят и о необходимости вина, эмоциональной составляющей. Но вот по поводу жира шемен (шмоне – восемь!), сверхобычного, возникает вопрос, так Б-г есть или Б-га нет? Является ли человек высочайшим или есть над человеком? Греки попросту не признавали идею Б-га. И они говорили, что ваш Б-г такой же, как и наш Б-г. Вы его придумали, и ладно, но его нет. Человек главней всего. Человек самый важный. Отсюда победа над греками посредством незамеченного восьмого (!) кувшинчика с шемен.