Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Вечность тфилы (молитвы)
Обсудив три составляющих молитвы, настало время поговорить о ней самой. Эта задача тем более актуальна, что сумма трех компонент дает в результате что-то существенно меньшее, чем тфила. Дело в том, что русское (христианское) слово «молитва» происходит от мольбы и молиться, значит (по-христиански) – умолять, молить. В лучшем случае, это треть нашей работы, чей божественный результат неизмеримо больше затраченных усилий, ибо он – вечность. Именно вследствие этого мудрецы помещают молитву-тфилу в высшую точку этого мира. А значит, в отличие от принятого, тфила – Цель, а не средство.
Рав Шимшон Рафаэль Ґирш объясняет этимологию слова тфила, как близкую к слову тафель (с буквой тет) – второстепенный. Задача человека – принять (через выбор) все приготовленное Творцом. Убрать свой эгоцентризм, стать вторым, принять вне рамок своего восприятия. Отсюда работа мозга, сердца и печени как средство для достижения уровня «ваани тфила» (Теґилим, 109:4).
Научившись понимать (ценить), чувствовать (благодарность) и делать положенное вне зависимости от результата, человек поднимается на ступеньку Давида-Машиаха, реализуя Цель Мироздания.
Как можно благодарить за плохое?
В заключение темы «Работа молитвы» попробуем коснуться разумом уровня праведников. Их уровень молитвы неизмеримо выше нашего. Ведь мы благодарим (стараемся) за хорошее (в наших ощущениях), а они способны благодарить за плохое! Тем самым, праведники значительно ближе к Цели Творения «я – молитва – ани – тфила».
Отметим, что основная часть человеческой жизни не относится к ощущениям «хорошо-плохо». И только абсолютные праведники ощущают дыхание как принятие, даваемое Творцом. Но и благодарность за плохое в принципе непонятна, хотя и объяснима.
Мой пример – влюбленность. «Высокая болезнь» – особое психофизическое состояние, которое не должно быть фундаментом брака. Но неужели она целиком на стороне зла? Отрицательный ответ на этот вопрос связан с расширением рамок понятия «влюбленность». Если речь не идет об основе семейной жизни, а о вашем чувстве к вашему ребенку/родителю/Учителю, то мы оказываемся в плоскости отношений человек – Творец, со всеми вытекающими…
Для тех, кому это состояние не очень понятно, объясняющий пример из литературы. 1931г., Москва, коммунальная квартира. У гуманитарного молодого человека ломается чудо техники, многоламповый радиоприемник. Новая и незнакомая соседка – студент-физик. Именно ее, на правах соседа, он просит посмотреть с трудом дотащенную бандуру. Приемник починен, а наш герой влюбляется в девушку. Тогда, в поисках повода для продолжения знакомства, он неумело портит свое чудо техники.
Еще один пример, не менее литературный, но более вычурный. Дама на светском рауте роняет платок. Кавалер, вернувший его, не находится, что сказать от сильнейшего смущения (неуверенности в собственной привлекательности) и тогда дама говорит: «Мне уронить платок еще раз?». Именно таким образом, как желание завязать (углубить) отношения, рассматривает праведник очередную трудность.
Собственно, наша возможность понимания радости от потерянных денег (не очень хороший пример, ведь «лучше деньгами…») или поломанной ноги, связана с «влюбленностью» во Вс-вышнего. Если рассматривать боль как «лишний повод» «позвонить» Создателю, то ступенька праведника обретет вектор-направление. И. конечно, направление в сторону тфилы – состояния праведника абсолютного, которое естественно рассматривать как состояние уже не влюбленности, но любви.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|