Три вопроса.
«С
Яаковом, человек с домом своим пришли…
И
родила сына и увидела, что он хорош
И
скрывала его три месяца.
И
не могла больше скрывать его.
И
взяла ковчег…»
Шмот
1:1, 2:2
Мы
зададим три вопроса – во времени, в пространстве и, по сути. Говорит мидраш,
что Моше родился после шести месяцев и одного дня беременности. Отсюда, ответ
на вопрос, отчего лишь три месяца могла Йохевед, дочь Леви, скрывать его
рождение.
Рав
Абарбанель подчеркивает, что эпитет хороший, в связи с недоношенным младенцем,
следует понимать, как и в шести Днях Творения. Моше абсолютно соответствовал
роли лидера – избавителя. И наполнение всего дома божественным светом и его
внешний вид, абсолютно сформированного, но очень молодого человека (оттого
появляется в оригинале слово «наар» в отношении новорожденного).
Слово
«тейва» я не случайно перевел,
как и в истории Ноаха – ковчег. Ведь «приданием» воде трехмесячного Моше
решалась проблема «убиения еврейских младенцев». Абсолютно точная, в те
времена, наука астрология, тут же показала нахождение будущего избавителя
евреев в реке и убрала необходимость массового убийства.
Одновременно
решилась проблема переноса в сохранности «хорошести» Моше в руки Батьи, дочери
фараона. «Тейва» Моше, как и «Тейва» Ноаха послужила сохранению сути, как и
полагается пространству (на иврите – это слово значит экзистенциональность), Ковчега.
По-поводу
же извечного вопроса о спуске в Египет нашего мира, Гурский Ребе дает
«корневой» ответ. Слово «ветви - шватим» утверждает автор «Сфат Эмет»
близко к ґитпаштут – распространение. И если отцы – это «ствол» нации,
то идея ветвей – это распространение Замысла во всем мире. Именно на это
намекает вроде бы ненужное «и вот имена сыновей Израиля, приходящих в
Египет, с Яаковом» - указание на причину – Яакова.
|