Дикий, дичайший!
«И сказал ей [Ґагари] ангел Всевышнего: «Вот ты беременна и
родишь сына и наречешь ему имя Имшаэль… и будет он дикарь-человек…»
Бе-решит,
16:11–12
Эпизод,
обсуждаемый в этой главе, имеет (как и всё в Торе) очень далеко идущие
последствия. И все, как живущие, так и не живущие в Израиле, евреи могут
оценить, во что нам обошёлся ниже обсуждаемый поступок Сарай.
В
возрасте 75 лет Аврам получает приказ Всевышнего: «Иди!» И он идёт. Он уходит
ИЗ и ОТ. В стране Кнаанской он живёт 25 лет, пока обещанное ему Всевышним
рождение сына происходит. Только когда Авраґаму исполняется 100 лет, рождаётся
у него Ицхак. Оцените этот «четвёртак»: вы ждёте до 60 – тоже очень тяжело, но
вы представьте, что вам 72 и вам надо ждать до 99, а «годы проходят, всё самые
лучшие годы».
Но
ещё прежде Аврама я хочу вспомнить Сарай, слабую, хотя и лучшую часть человека.
Что с ней все эти годы? Сарай, как вы понимаете, тоже не становится моложе, и
вот ей уже 77 лет. За 13 лет до того, как Всевышний выполняет своё обещание,
Сара не выдерживает и даёт своему мужу Ґагарь (кстати, фараоновскую дочку).
Сама Сарай объясняет: «Быть может, выстрою я себе [потомство] от неё [Ґагарь]»
(Бе-решит, 16:2).
Комментарии,
на которые я опираюсь, принадлежат раву Шимшону-Рафаэлю Ґиршу. Если вы помните,
Сара ведёт себя по отношению к Ґагари как «злая мачеха» по отношению к Золушке.
В чём смысл такого отношения?
Вечером
с наступлением Шабата принято благословлять детей. И что мы желаем нашим
доченькам? Сходства и подобия с прамамами: «Да поставит тебя Всевышний как
Сару, Ривку, Рахель и Лею». Вот только у Израиля были ещё две прамамы – Билґа и
Зилпа. Они родили четыре колена нашего народа. Так отчего мы их не вспоминаем?
Оттого, отвечает рав Ґирш, что нашим прамамам Рахели и Лее удалось то, в чём
тщетно пыталась преуспеть Сарай.
Как
можно родить себе ребёнка от чужой женщины (естественно, речь не идёт о
суррогатном материнстве)? Для этого следует превратить эту женщину в своего
психодвойника. Мы потому не вспоминаем Зилпу и Билґу, что Зилпа – психодвойник
Леи, а Билґа – Рахели. (Этим объясняется, кстати, поведение Яакова, перенёсшего
свою «штаб-квартиру» в шатёр Билґи. А «бунт» Реувена по этому поводу найдёт
объяснение через «соперничество» галута и геулы, олицетворением кторых были
Рахель и Леа, ведь Реувен первенец Леи-Геулы, её начало). И угнетение Сарой
Ґагари, и подчёркнутая «прислужливость» (в смысле профессии) Билґи и Зилпы –
всё это укладывается в концепцию, выдвинутую равом Ґиршем*.
В
результате бунта Ґагари, её нежелания подчиняться и превращаться в Сарай, у неё
рождаётся сын, которого Тора характеризует как «перэ-адам» – буквально «дикий человек».
Отмечу незаметное в русском
переводе нарушение синтаксиса «лашон ґа-кодеш» (святого языка). На иврите
прилагательное всегда(!) стоит вслед за существительным: утро доброе, дождь
сильный, человек глупый и т. п. Исключение, сделанное Пятикнижием в данном
случае, подчёркивает несомненное превосходство дикости Ишмаэля над его человеческими качествами.
Понимание этой особенности арабского национального характера позволило бы
израильским политикам сэкономить чернила и бумагу, использованные для
подписания всевозможных соглашений с Ясером Арафатом и его наследниками, а
главное – дало бы возможность сохранить жизни людей, названных «жертвами
мирного процесса». Ишмаэльтяне в принципе, органически не способны блюсти любые
ограничивающие их рамки, если они не принуждаемы к этому силой. Поэтому попытки
насадить демократию в арабских странах – напрасная (и опасная) трата сил.
В
завершение история. В 1920 году свежеиспечённый муфтий Йерушалаима Амин
аль-Хусейни сорганизовал небольшой погромчик – 16 убитых евреев, не считая
десятков раненых (инвалидов).
Ученики
Радинской (Радуньской) йешивы пришли к Хафецу Хаиму с вопросом: «Если сейчас в
самом начале еврейского заселения Эрец Исраэль арабы ведут себя подобным
образом, что же будет дальше?» – «Тора говорит, что Ишмаэль – дикий человек.
Араб может быть адвокатом, и тогда он будет диким адвокатом, физиком – будет диким физиком, учителем – диким
учителем», – тяжело вздохнув, объяснил Хафец Хаим.
р.М-М.Гитик
Уважаемые
господа!
Для более близкого
знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org
|