"Душевно благодарен" "Если в благодарность приблизятся
]принесут[, и приблизит ]принесёт[
на жертву благодарственную
халы мацот, пропитанные маслом".
Ва-йикра, 7:12 Мидраш выделяет благодарственное приношение, говоря:
"Все корбанот (приближения-жертвы) отменятся
в будущем, а корбан тода (благодарственная) – нет"
(Мидраш Теhилим, 56).
Рав Хаим Зоненфельд своё объяснение этому мидрашу
начинает с вопроса: отчего Пятикнижие не перечислило "корбан тода"
со всеми остальными приближениями, а отодвинуло его до середины второй главы
книги?
РаШИ, объясняя законы этого приближения, говорит об
обязанностях четырёх групп евреев его приносить: морские путешественники,
освободившиеся узники, выздоровевшие смертельно больные и пересёкшие пустыню.
Чудо, ими пережитое, лежит в основе их обязанности: "Возблагодарят
Всевышнего, доброту Его и чудеса Его для людей и принесут жертвы благодарения"
(Теhилим, 107).
Но кроме четырёх вышеперечисленных категорий
существует пятая – коhены. Они в силу своей профессии находились в атмосфере
постоянно непрекращающегося чуда, и потому могли приносить "корбан
тода" всякий раз, когда желала этого их душа!
Пятикнижие, поместив определение благодарственного
приближения в главу, прямо обращённую к коhенам ("Прикажи" –
"Цав"), подчёркивает превалирование ежечасных чудес над одноразовыми.
(На уровне hалахи этот принцип следует из следующего закона: пропустивший в
Хануку или Пурим вставку "о чудесах" не повторяет молитвы, но
забывший 18-ое благословение "о чудесах каждодневных"
считается не произнёсшим молитву "амида".) Из-за этого "пятого
пункта" списка "благодарителей" и отодвинула Тора "корбан
тода" в главу "Цав"!
Объяснение мидраша, которым мы начали наш комментарий,
связано также с именем нашей прамамы Леи. Её слова на рождение четвёртого сына,
Йеhуды: "На этот раз возблагодарю Всевышнего",
оцениваются мудрецами: "Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар
Йохая: "Со дня сотворения Создателем этого мира не было человека,
благодарившего Всевышнего, пока не пришла Леа…"(Брахот, 7:2).
Конечно же, речь не идёт об обычном благословении за
чудо (вспомните хотя бы Ноаха и его всеобъемлющую благодарность –
жертвоприношение). Особенность признательности "Леи – геулы"
в способности видеть в обыкновенном – чудо, и благодарить за него.
В будущем, когда повседневность окажется наблюдаемым
чудом, исчезнет возможность благодарить в любой форме, кроме той, что была у
коhенов – во всякий час, когда этого попросит душа!
Мораль: молитва сердца – та, что не требует ничего,
кроме желания обратиться к Творцу, должна искать в обыденной повседневности
причину "лишний раз" вспомнить о Создателе.
P.S. В качестве домашнего задания попробуйте соотнести
морских путешественников с уровнем понимания, узников эмоции, а выздоровевших с
уровнем действия. Тогда перешедшие пустыню жизни окажутся привязанными к
Творцу, в коhены связаны с уровнем кэтер!
|