Три измерения первенства
«И
переводи {во владение} Всевышнему
всякого
отверзающего матку… скота…
осла
и всякого первенца человека»
Шмот
13:12, 13
Число
три (скот, осел и человек) позволяет обратиться к трем измерениям нашей жизни.
Рав Ґирш предлагает увидеть в них - человека, его пищу и имущество, три
материальных составляющих, обеспечивающих нашу жизнь.
Первенец,
не просто наследник, он тот, кто выделен для работы в Храме. И если бы не
золотой телец, то первенцы были бы представителями семей, как это было до
построения Мишкана: «И послал юношей, детей Израиля и вознесли вознесения и
принесли приближения шламим Всевышнему - быков». (Шмот 24:5) – «работа
первенцев» (Трактат «Звахим» 112:2).
Первенцы
скота – кошерных домашних животных приносились в приближение только в Мишкане.
Их нельзя было приближать на возвышениях (бамот), как обычные жертвы.
Они символизировали выделенность всего предназначенного в пищу для детей
Израиля.
А
хамор (осел) - символ
материального выкупался овечкой, символом Израиля. Тем самым подчеркивалась
принадлежность всего Создателю. И проламывание затылка первородному осленку,
которого не выкупали, означало, по мнению рава Ґирша, тщетность попыток Израиля
играть в этом мире роль Хозяина: «А если не выкупишь, то проломишь ему затылок»
(13:13)
Все,
что эгоизм побуждает тебя сделать своим «не выкупленным» обречено на
ограниченное, а потому иллюзорное,
временное существование. Функция Хозяина исключительная прерогатива Всевышнего.
|