Итро
Шабат и Дарование Торы
«И сказал Моше народу… ради того,
чтобы был трепет перед Ним на лицах ваших…»
(Шмот, 20:17)
О прочности связи Шабата и Дарования Торы свидетельствует отсутствие иных мнений о дне недели, в который была дана Тора: «В Шабат была дана Тора» (Трактат «Шабат», 86:2). Но чтобы определить эту внутреннюю (не бросающуюся в глаза) связь, Савраньский ребе предлагает обратить внимание на необходимость подготовки (идентичной, чтобы вы не сомневались!) к этим двум величайшим событиям.
Дабы провести знак равенства между тремя днями ограничения (шлошет ямей ґаґагбала), предшествовавшими Синаю, и шестью будничными днями, Савраньский ребе обращает наше внимание на столь мало ожидаемое в данном контексте понятие, как стыд. Бошет получается «легкой» перестановкой букв из шабат. И в плоскости Синая говорит о невозможности (неготовности, незаслуженности) получения бесконечной Торы евреями. Как об этом недвусмысленно говорит Талмуд:
«ради того, чтобы был трепет перед Ним на лицах ваших – это стыд… и у кого нет стыда, означает, что не стояли его праотцы на горе Синай» (Трактат «Недарим», 20:1).
Раскрытие, видение Творца, порождает стыд. «Когда почувствует человек сердцем своим, что Величайший Властелин, Вс-вышний, чьей Славой полнится Земля, стоит над ним и смотрит на его дела... сразу же придет к нему трепет и унижение от страха перед Вс-вышним, и стыд перед Ним навсегда» - пишет рав Моше Иссерлиш в предисловии к своему комментарию на «Шульхан Арух».
Но Шабат, по сути, ровно такое же получение духовного изобилия, вовсе не обусловленное нашими заслугами. А, следовательно, основная подготовка к Шабату – ощущение несоответствия своего духовного уровня, уровню раскрытия Создателя. «И приготовьте то, что принесете» (Шмот, 17:5). Ощутить незаслуженность, «подарочность» Шабата – главное в подготовке к Шабату.
Практический вывод – не стесняться стыда, ощутить себя ребенком Создателя - к этому сводятся все наши права на получение Шабата и Торы.
|