Перейти на страницу 1
Приложение к "Урок буйного и непокорного сына"
Нам неведомые страсти
(История нелюбви Амнона к Тамар)
«(1) И было после этого: у Авшалома, сына Давида, (была) красивая сестра, а имя ее Тамар; и полюбил ее Амнон, сын Давида. (2) И так страдал Амнон, что выглядел больным из-за Тамар, сестры своей; ибо она была девицей, и Амнону казалось трудным сделать с нею что-нибудь. (3) А у Амнона (был) друг по имени Йонадав, сын Шимы, брата Давида, и Йонадав – человек очень хитрый. (4) И сказал он ему: отчего ты такой измученный по утрам, сын царя, не скажешь ли мне? И сказал ему Амнон: я люблю Тамар, сестру Авшалома, брата моего. (5) И сказал ему Йонадав: ложись в свою постель и притворись больным, а (когда) придет отец твой навестить тебя, скажи ему: "Пусть придет Тамар, сестра моя и даст мне хлеба (еды), и приготовит при мне кушанье, чтоб я видел, и буду есть из рук ее". (6) И лег Амнон, и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал: Амнон царю: пусть придет Тамар, сестра моя, и испечет при мне пару лепешек, и я поем из рук ее. (7) И послал Давид к Тамар в дом сказать: пойди, прошу, в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему еду. (8) И дошла Тамар в дом Амнона, брата своего, а он лежит. И взяла она теста, и замесила, и сделала при нем, и испекла лепешки. (9) И взяла противень, и опорожнила пред ним, но он не хотел есть. И сказал Амнон: выведите от меня всех. И вышли от него все люди. (10) И сказал Амнон Тамар: занеси кушанье в ту комнату, и я поем Из рук твоих. И взяла Тамар лепешки, которые приготовила, и принесла в комнату Амнону, брату своему. (11) И (когда) она подавала ему есть, он схватил ее и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя. (12) Но она сказала: нет, брат мой, не принуждай меня, ибо не делается так в Исраэйле; не делай этой мерзости. (13) А я, куда денусь я с позором моим? И ты, ты будешь как один из подлецов в Исраэйле. А теперь поговори ты с царем, и он не возбранит мне стать твоею. (14) Но он не хотел слушать слов ее и одолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. (15) И возненавидел ее Амнон чрезвычайною ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какою любил ее, и сказал ей Амнон: встань, уйди. (16) И сказала она ему: нет, ибо это зло – прогнать меня – больше того, которое сделал ты со мною (раньше). Но он не хотел слушать ее. (17) И позвал отрока, служителя своего, и сказал: прогони-ка эту от меня вон и запри дверь за нею. (18) А на ней был разноцветный кутонэт (рубашка), ибо такое платье носили царские дочери-девицы. И вывел ее слуга его вон, и запер за нею дверь. (19) И взяла Тамар пеплу, (и посыпала) голову свою, а разноцветный кутонэт, который на ней, разодрала; и положила она руку на голову свою, и пошла, рыдая. (20) И сказал ей Авшалом, брат ее: не Аминон ли, брат твой, был с тобою? – А теперь, сестра моя, молчи; он – брат твой, не принимай этого (близко) к сердцу. И жила Тамар в одиночестве в доме Авшалома, брата своего. (21) И услышал обо всем этм царь Давид, и очень разгневался. (22) И не говорил Авшалом Амнону ни худого, ни доброго, ибо возненавидел Авшалом Амнона, за то что он обесчестил Тамар, сестру его. (23) И было, через два года, когда в Баал-Хацоре, близ Эфраима, были стригущие (овец), пригласил Авшалом всех сыновей царя. (24) И пришел Авшалом к царю, и сказал: вот, ныне стрижка (овец) у раба твоего; пусть царь и слуги его пойдут с рабом твоим. (25) И сказал царь Авшалому: нет, сын мой, пожалуй мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И очень упрашивал он его, но тот не захотел идти и благословил его. (26) И сказал Авшалом: а если не (ты), то пусть пойдет с нами, прошу, Амнон, брат мой. И сказал ему царь: зачем ему идти с тобою? (27) Но Авшалом упросил его, и отпустил он с ним Амнона и всех сыновей царских. (28) И приказал Авшалом отрокам своим, сказав: смотрите, когда развеселится сердце Амнона от вина и я скажу вам: "Поразите Амнона", то убейте его, не бойтесь: ведь это я приказал вам; мужайтесь и будьте храбры. (29) И поступили отроки Авшалома с Амноном, как приказал Авшалом. И поднялись все сыновья царя, и сели каждый на мула своего, и убежали. (30) И было, когда они (еще) были в пути, дошел до Давида слух, что Авшалом убил всех царских сыновей и не осталось из них ни одного. (31) И встал царь, и разодрал одежды свои, и лег на землю; и все слуги его стояли в разодранных одеждах. (32) И сказал Йонадав, сын Шими, брата Давида, так: пусть не думает господин мой, (что) всех юношей, сыновей царя, убили, ибо только один Амнон умер, так как по повелению Авшалома было это решено с того дня, как тот обесчестил Тамар, сестру его. (33) Итак, да не допустит господин мой царь к сердцу своему мысли о том, будто все царские сыновья умерли, так как умер один Амнон. (34) И убежал Авшалом. И отрок, что стоял на страже, взглянул и увидел: вот, множество народу идет по дороге, что позади него, со стороны горы. (35) И сказал Йонадав царю: вот пришли сыновья царя: как говорил раб твой, так и оказалось. (36) И было, когда кончил он говорить, пришли сыновья царя и подняли вопль, и плакали. Также царь и все слуги его плакали плачем весьма великим. (37) А Авшалом убежал и пошел к Талмаю, сыну Амиуда, царю Гешурскому. И плакал он (Давид) о сыне своем все дни. (38) А Авшалом убежал и пошел в Гешур, и был там три года. (39) И томило царя Давида желание выйти к Авшалому, ибо утешился он об Амноне, что умер» (Шмуэль II, 13).
Как и все в книгах пророков абсолютно непонятно. Но в отличие от многих других мест данный сюжет просто вопиет. Стасть, грязь, любовь-ненависть «по Фрейду», безнаказанность и, наконец, месть. И все это в семье Давида?! Ключ в последнем вопросе. Именно историческая функция Давида-Машиаха делает сугубо важными «жизненные» сюжеты его близких. И история страсти его сына от «красивой военнопленной» Амнона, не исключение. Сразу уберем комплекс «любовь-ненависть» по Фрейду. Мальбим объясняет, что неодолимое влечение Амнона к сводной сестре вызывало у сына Давида резко отрицательные эмоции. Подобно страсти (зависимости, желания) к наркотику, которая ненавидима наркоманом.
Чисто законодательная (ґалахическая) сторона сюжета объясняется мудрецами следующим образом. Давид, сын Ишая, единственный еврейский царь, бравший в жены «красивых военнопленных». Мама Тамар (и ее младшего брата Авшалома) зачала Тамар, будучи нееврейкой на «поле боя». Тамар в отличие от Авшалома рождается нееврейкой и потому не считается дочерью Давида. По Торе она может вступить в брак с Амноном, о чем и говорит тому. Но такой брак афишировал бы факт ее рождения как гойки, и был бы нежелателен для члена царской семьи. (Тамар позиционируется в тексте, как дочь царя!)
И для Амнона этот факт – невозможности утоления страсти законным путем – очевиден. И это является завязкой данного сюжета.
Вообще эта история на уровне пшата учит нас не сдаваться на милость своим фантазиям (вожделениям). Ведь результат предопределен – ненависть к своему вожделению. Не любовью (влюбленностью) к Тамар движим Амнон. И ненависть к бедной девушке не овладевает им. Он оказывается у разбитого корыта своего вожделения.
Хитросплетения сюжетного узла: Тамар – «предмет вожделения», Амнон – «теряющий голову» от страсти, и хладнокровный мститель Авшалом; объясняется только с помощью знания механизма кругооборота душ. Очевидно, что эти трое связаны предыдущей реинкарнацией в очень тугой узел. Отсюда столь жесткая развязка. Еще раз подчеркнем главный практический вывод: не отчаиваться и бороться (не сдаваться) своим желаниям!
А чисто «энергетически» этот сюжет питаем, конечно же, из сильнейшего Источника – идеи Машиаха! Царь Давид пытается извлечь «искры святости» – высокие души, из плена материи (себялюбия) и потому у него рождаются дети от «красивых военнопленных». Мидраш говорит о том, что их родилось четыреста(!) – свидетельство полноты исполнения взятой Давидом на себя функции.
Перейти на страницу 1