Ва-йешев
Мир без покоя
«И сел Яаков…»
(Бе-рейшит,37:1)
Комментарий рава Эфраима Лунчица связан с мидрашем, который приводит РаШИ: «хотел Яаков посидеть спокойно (леяшев бешальва) – прыгнула на него ссора Йосефа. Праведники хотят сидеть спокойно, говорит им Создатель: «[разве] не достаточно праведникам уготовленного им в следующем мире, что хотят они сидеть в спокойствии в этом мире?». Удивительно, что у мудрецов в оригинале (Бе-рейшит раба, 84,3) вложенное РаШИ в уста Творца, говорит сатан – обвинитель?! Короче, объяснения не лишни.
Их рав Лунчиц дает в своем менее известном сборнике комментариев «Сифтей даат» и они построены на сравнении слов шальва – спокойствие и шалом. По его мнению, категория спокойствия исключительная прерогатива мира следующего, нашему вовсе недоступная. Уровень, доступный праведникам в этом мире – это бесконфликтность – шалом. Ведь евреи, способные благодарить Вс-вышнего за произошедшее с ними несчастье (Зло), видят во всем Его Замысел, а, следовательно, в отличие от нас, не участвуют в конфликтах Добра и Зла на уровне собственной личности.
И получается, что РаШИ, вложивший слова Обвинителя в уста Вс-вышнего, объясняет отчего «набросилась на него ссора Йосефа». Попытки нашего праотца Яакова занять позицию свойственную следующему миру наталкиваются на «возражения» цели мира этого – шалом. «Ссора» - антоним «мира - шалом», и претензия к Яакову – он поспешил в будущее, забыв о настоящем.
Практический вывод для нас: в этом мире «покой нам только снится», а «сон – не быль»!
|