|
|
М.-М.Гитик "Путешествие по недельным главам. Ва-йикра" |
|
Михаель-Менахем Гитик
"Путешествие по недельным главам. Ва-йикра"
Познакомив нас с концепцией Человека (книга «Бе-решит»)и задав параметры народа (книга «Шмот»), Тора переходит к определению нашей миссии. Задачу, которую предстоит решить еврейскому народу, можно уподобить той, которой занят правильно функционирующий организм человека. Каждый орган, выполняя свою узкоспециальную функцию, вносит свой вклад в общую работу всей системы. Центральным нервным узлом (по другой терминологии – сердцем) еврейского народа является Храм. Работы, в нём выполняемые, заслуживают высшего эпитета – просто Работа. (Напомним, что еврейской философией человеческая жизнь рассматривается именно как работа!)
Таким образом, третья книга Пятикнижия, рассказывая нам о Храме, законах, с ним связанных, и тех работах, которые в нём исполнялись, прямо и непосредственно (хотя и очень сжато) говорит об основных перипетиях человеческой жизни.
Самые основные виды деятельности человека в этом мире – возможность совершать добрые дела, возможность благодарности и исправления содеянного, раскаяния и проявления любви – всё это и многое другое дано в схематическом виде в законах книги «Ва-йикра».
Каждая из работ, производившихся в Храме, разъясняет принцип функционирования того или иного типа ситуаций, из которых и состоит человеческая жизнь. Рождение ребёнка и смерть, мирное течение жизни и война, любовь и супружеская измена – всё многообразие человеческой жизни, а также и то, что находится вне её, как в зеркале, отражается в работе Храма.
Архитектурный проект Храма отражает не только физическое строение Вселенной, но и определяет схему духовного развития всех миров. Комментарии мудрецов к недельным главам третьей книги Пятикнижия, с которыми мы познакомимся, обязательно расскажут о некоторых из вышеперечисленных аспектов той воистину великой Работы, которую мы привычно называем
человеческой жизнью.
И пусть не удивляет читателя обилие коротких комментариев, их назначение – позволить «объять необъятное»: коснуться большинства из появляющихся в книге мицвот, по числу которых (двести пятьдесят семь) «Ва-йикра» – абсолютный рекордсмен Пятикнижия, намного опередивший «Повторение Торы» – книгу «Дварим» со ста девяносто девятью мицвот.
Глава 1
«ВА -ЙИКРА»
Как и полагается в комментарии, чья задача ввести читателя в атмосферу всей недельной главы, мы зададимся вопросом… заглавия. Как именно глагол «и призвал» – ва-йикра – вбирает в себя то, что мудрецы назвали «Книгой коґэнов» – тему функционирования Храма и работы в нём – корбанот.
Мы начнем с комментария рава Моше Шапиро, основанном на объяснении Маґараля, который, используя правило толкования гзера шава («суждение по аналогии»), проводит параллель к Ва-йикра из самого начала Пятикнижия: «И призвал Всесильный свет [быть] днём» (Бе-решит, 1:5). Призыв на «действительную службу» – это определение того русла, по которому духовная энергия будет проистекать в материальный мир. Обозначение земной функции – это задание тех рамок, в соответствии с которыми вышнее будет реализовывать замысел Творца в нашем мире.
Как пример подобного призыва – возможность разбудить крепко спящего человека, произнеся его имя. Этот нехитрый способ работает лучше всяких шумовых эффектов. Ведь сигнальная система, единственная, работающая у спящего, различив его личное имя, вызывает высшую, сущностную часть личности. Один из наших учеников, бывший новобранец Советской Армии, рассказывал о сержанте, психологе-практике, который посреди политического занятия громко командовал: «Все спящие – встать!» – и… вставали!
Для «выхода» на общий смысл корбанот приведём комментарий РаШИ к «Ва-йикра к Моше»: «Всякому обращению, приказу, слову предшествовал вызов (призыв) в любовной тональности, той самой, которой пользуются ангелы-слуги, как сказано (Йешаяґу, 6:3): "И воззвал один к другому”. Но к пророкам народов мира – обращается к ним в тональности случайности и тум'ы, как сказано: "Ва-йикер Всесильный к Бильаму” (Ба-мидбар, 23:4). Йикер – от того же корня, что и микрэ – "случай, случайность”».
Тем самым РаШИ устанавливает рамки, в которых нам предстоит искать ответ о назначении корбанот. Эти рамки от любви до случайности, от Моше до Бильама.
Перевод на арамейский обращения ангелов друг к другу звучит: «И получают друг от друга» – умекаблин ден мин ден (центральная часть таких молитв как «Ува ле-Цион» и «Вайеґи Ноам», называемая «Кдуша де-Сидра»). Идея полу-чения – центральная идея всего Творения. «Призыв на действительную службу» – не более чем инструмент получения внизу изобилия, чей Источник – Всевышний. Буква алеф, отличающая обращение к Моше (тональность любви) от обращения к Бильаму (уровень духовной нечистоты, случайности, несвязанности) – это «Эхад – Один», символ Создателя. Моше, следовательно, «вернейший из слуг» – получает «напрямую» от Творца. Получение Бильама столь загрязнено (тум`а) эгоизмом, что Всевышний-Дающий – практически неощутим. Старый-старый вопрос: «В чём ценность подарка – в его цене, или в том, от кого он?» В первом случае эго первично, во втором – первичен Дающий!
Крайность противопоставления Моше и Бильама заключается в том, что оба они – пророки, и, следовательно, оба получают от Всевышнего! Но как разительно отличны их пророчества! Моше – канал, через который мы удостаиваемся любви Творца, реализации Его замысла. Бильам же ловит информацию, которую пытается использовать в собственных
интересах…
Итак, получение двухвариантно, и всякий раз, беря для себя, мы работаем на собственное эго, единственного «конку- рента» Создателя. Отношение к себе как к проводнику делает нас прозрачными, нескрывающими Создателя. Каин и Ґэвель выражают эти диаметрально противоположные цели своими приношениями. Каин приносит по принципу «бери собi Боже, чого менi не гоже», т.е. даёт по минимуму, дабы получить по максимуму! Ґэвель: «принёс также себя»; его приношение – это самоотдача, это – любовь!
Теперь мы можем подступиться к твердыне корбанот. Задача корбана – принести в жертву своё эго, избавиться от скота в себе, преодолеть себялюбие. Ведь убирая препятствие (эгоизм) мы раскрываем Б-жественный потенциал, любовь и величайшую доброту Всевышнего, Его замысел.
На всех трёх уровнях бытия – животном, растительном и неживой природы – корбанот убирали отделяющее нас от Источника и позволяли в результате получать Изобилие на всех уровнях – личном, народном и всего мира.
Два полюса, между которыми и протекает жизнь человека – это «вайикра» и «вайикер». Первый из них – самая сильная привязанность, любовь. Всё происходящее с человеком рассматривается и ощущается им самим как постоянно изливающееся на него изобилие Творца, а жизнь становится захватывающим дух (еврейскую душу) шедевром, ощущаемой частью Его Замысла, потрясающе гармоничной стыковкой мгновений в удивительную целостность.
Обратный вариант – абсолютная власть эго, дробящая происходящее с человеком на попытки удовлетворения текущих желаний и превращающая жизненные ситуации в абсолютно несвязанную череду случайных событий.
Выбор: «с» или «без» алеф, любовь или несвязанность, принятие или хватание, борьба с эгоизмом или рабство – вот смысл системы законов, попавших в книгу коґэнов и объединённых общим заголовком «Ва-йикра».
Жертвенность воспитания
"И призвал Моше..."
Ва-йикра, 1:1
Как известно, трёхлетние мальчики своё знакомство с Пятикнижием в хедере начинают с главы «Ва-йикра». Мидраш объясняет этот обычай так:
«Так как в этой главе говорится о корбанот (жертвоприношениях), которые отвечают требованию "теґора” – "чистоты”, а трёхлетки, начинающие учёбу, чисты от всякого промаха и неправильности, следовательно, придут "чистые” и займутся "чистотой”».
Связь между «чистотой» корбанот и чистотой помыслов очевидна. (Специально оговорено в Ґалахе, что мысленаправленность коґэна, приносящего корбан, является определяющей для его принятия Творцом.) Звено, позволяющее соединить вышесказанное с воспитанием – воспитание требует жертв! Предписав, постановив начать обучение ребёнка с корбанот, мудрецы сознательно подчёркивают этот аспект воспитания в назидание родителям!
Как отмечает рав Меир Шапиро из Люблина, в особенности эта идея видна из сказанного мудрецами: «Будьте предупредительно осторожны с детьми бедняков – ведь из них выйдет Тора».
Неимущие родители, отдающие последнее, чтобы выучить своих детей, несомненно заслуживают «чистоты жертвы» принятия её Всевышним. Поэтому из их детей и вырастают чаще мудрецы Торы.
Рав Лунчиц («Кли якар») усматривает намёк на изначальность нашей недельной главы в деле воспитания маленьких еврейских детишек – в уменьшенности буквы алеф в первом, заглавном слове «Ва-йикра».
Практический вывод: ценность результата для нас исчисляется стоимостью средств для его достижения! А если мы желаем получить Самого Всевышнего, то не поскупиться придётся Самим Собой (точнее, своим Эго!).
«Не жертва, а приближение»
"Когда кто-нибудь из вас
[захочет] приблизить [себя через]
корбан ко Всевышнему... "
Ва-йикра, 1:2
Наверное, немногое в иудаизме кажется обывателю столь же архаичным, как жертвоприношения в Храме. Недаром в изданной в Израиле на русском языке брошюре «30 вопросов по прогрессивному иудаизму» (так называют своё движение представители реформистского течения) единственной мишенью для авторского сарказма по поводу «устарелости и догматичности» ортодоксального иудаизма стали именно они. (Конечно, реформистов можно понять: ведь такие издавна бичуемые ими еврейские законы как обрезание, соблюдение шабата, кашрут и многие другие были признаны современной наукой, а это значит, с точки зрения реформистов, что они безусловно оправданы. Так что критиковать стало практически нечего!)
Сам термин «жертвоприношение» – очевидное «оглупление», профанирование иудаизма (как конкурента!) со стороны одной из религий. Именно они, конкуренты, любовно воздвигли стену непонимания, которая и отделяет евреев, выросших в христианской культуре, от базисных еврейских понятий. На иврите, конечно же, речь идёт не о жертвоприношении, а о корбане, то есть о приближении (от лекарэв – «приближать»). Именно близость к Творцу и есть смысл всех работ Храма (да и самой жизни, с еврейской точки зрения).
Но каким образом зарезанное животное, чьи части (или даже всё оно целиком) сжигаются на жертвеннике, приближает ко Всевышнему, спросите вы? Да и вообще: «Храм строят в сердце своём, а не из камней!» Искренняя молитва, проповедь, хороший фильм или спектакль – вот пути приближения к естественным человеческим идеалам. А зарезанное животное? Фи, это несовременно. Правда, следует отметить, что все вышеперечисленные средства воздействия (за исключением фильмов, естественно) древни как мир. Их общий знаменатель – эмоциональное воздействие – широко применяется на протяжении всей истории человечества.
Именно эмоция как двусторонний проводник на линии человек-реальность и есть ключ к пониманию корбанот («при-
ближений»).
Совершенно необходимая часть корбана – рукоположение на голову животного. Во всех видах корбанот, связанных с исправлением, улучшением этого мира – а именно в них и используются животные (тамид, хатат, ашам) – оно занимает центральное место. Ведь причина промаха еврея – животная составляющая личности, которая смогла «подмять под себя» Б-жественную составляющую и превратить его – к счастью,
на время – в безмозглого скота.
Понимание, что совершённый проступок пагубно отразился на нашем духовном здоровье, во времена существования Храма шло не только на интеллектуальном уровне, но и – самое главное – на эмоциональном. Причём дозу эмоционального воздействия определял сам Творец через законы Торы, излагаемые, в частности, и в нашей недельной главе.
Мораль: Храм строят в сердце, но из камней (только ощущение материальности происходящего, поступая через проводник – эмоцию в сердце человека, воздвигает в нём Храм Всевышнего).
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Рассылка |
|
|
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org |
|
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|