Глава 6. Отцы и дети
Речь в этой главе пойдет о детях, значительно старше школьного возраста. Тех самых, с которыми, в отличие от малышей, связаны по-настоящему большие проблемы. И поскольку возраст таких детей неограничен (если вашему ребенку уже шестьдесят, так он уже не ребенок?!), то говоря об их жизни, мы обсуждаем жизнь вообще. И самое первое, что мы вынуждены признать – это их жизнь!
Все, что могут родители по отношению к своим выросшим детям, это… давать деньги и молиться.
Дабы выйти из плоской банальности (деньги и упования) в духовное пространство, мы обратимся к рецептам первого Родителя, который, подобно всем нам, надеялся «иметь от ребенка» нахес[1], а «поимел» цурес! Я, конечно же, имею в виду промах, ослушание первого человека. Выход в третье измерение «родительского бытия» связан со словами, пострадавшими «до неузнаваемости» от недоброкачественного (мягко говоря) перевода: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бе-рейшит, 3:19). Так и хочется пожелать подобным переводчикам: «и пусть земля будет им прахом!». Ведь в оригинале сказано: «почва ты и в почву возвратишься». Почувствовали разницу?
Земля, почва, несомненные символы потенциальности, будущности, произрастания. И смысл, вложенный в процитированные слова и, что еще важнее, в человека – неизбывный оптимизм – «то, что в любых испытаниях у нас никому не отнять». Способность человека к возрождению – «неразменный пятак» потенциала – не только божественнейшая из человеческих черт, но и утешение всем родителям. Ведь ребенок еще вырастет и поумнеет, нужно «только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы».
Способность родителей сообщить своему немолодому ребенку на всех уровнях (включая подсознательный!), что его возвращения, безусловно, ждут, создает третье измерение отношений «отцы и дети». Пример Родителя, который «желает не наказания преступника, но его возвращения к полноценной духовной жизни», должен вдохновлять всех родителей.
Резюмировать идею пространственности – неплоских отношений отцов и детей, мы сможем через еврейский шабат. Трансформированный до неузнаваемости христианством и исламом в воскресенье и пятницу (соответственно), он превратился в нашем сознании в выходной, в лучшем случае, в день отдыха и покоя. Но в основе этого божественного дня – именно возвращение. (Шабат в корне своем имеет именно это понятие – шаб – возвращаться!) Расчищение завалов суеты и преходящести открывает нашу божественную сущность – ту самую, на реализацию которой постоянно нет времени, ибо «суета сует и всяческая суета».
Шабат – это сама вечность, надвременность; он целиком посвящен любви, родительской в частности. Неизменность, излучаемая родительским домом, каждый седьмой день подкрепляется атмосферой шабата – его свечами, убранством, яствами, общением с близкими и Творцом. Атмосфера неизбывности любви, переполняющая в шабат родительское жилище, залог возвращения человека к себе, к сущности, к Изначальности. Неизменность родительской любви реализуется единственным способом – терпением, неотчаянием.
Вот мы и вышли на идею, выражающую сокровенную суть – загадку человеческого бытия. Неотчаяние – «семь раз падает праведник – и встает!» - это и есть жгучая тайна вознаграждения. Способность человека вставать вопреки несомненности следующего падения, делает человека праведным, точнее, вечным.
Завершим воспитательную часть нашей книги исправленно-классическим: «Нет Б-га, кроме Вс-вышнего, а Неотчаяние – пророк Его!».
Прочитанный вами ответ, это глава из книги М.М.Гитика «Хорошее дело… брак?!». В ней вы найдете обсуждение следующих тем:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Жениться? Зачем?!
Глава вступительная. Заглавный вопрос
Глава 1. Как в анекдоте
Глава 2. Против аксиом
Глава 3. О смысле жизни
Глава 4. Определённость и ещё раз определённость
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Любовь или влюблённость?
Глава 1. «Высокая болезнь»
Глава 2. Всё могло быть иначе
Глава 3. «А как иначе?!»
Глава 4. «Браки совершаются на Небесах!»
Глава 5. Безумство храбрых или «ворожба» Всевышнего?
Глава 6. First date
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Семейный мир и конфликты
Глава 1. Теоретическая база
Глава 2. «Против него» тоже «в помощь»!
Глава 3. Мужчина и женщина
Глава 4. «Кризис жанра»
Глава 5. Женщина и время
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Как вырастить ребёнка гением?
Глава 1. Определения и определённость
Глава 2. Воспитание себя – самое «взрослое» из занятий человека
Глава 3. Мы родом из детства?
Глава 4. Подросток значит «трясунчик», а малыш – «хочу мороженое, купи мороженое!»
Глава 5. Оранжерея или Гуляй-поле?
Глава 6. Отцы и дети
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Скромность украшает человека?
Глава 1. Суперханжество иудаизма или «Лама кипа?»
Глава 2. Что открывает маска?
Глава 3. Философская начинка одежды
Глава 4. Интимность или «интёмность»?
ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ. Еще раз про любовь
Глава 1. Акценты любви
Глава 2. «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Глава 3. Чтобы жизнь малиной не казалась!
Глава 4. Семейный дуализм
Глава 5. Глаза – зеркало души
Глава 6. Не женская интуиция
Глава 7. Общее, но не целое
Глава 8. Божественные полупроводники
Цена 10$ + 5$ за пересылку
Чтобы приобрести книгу пишите на secretary@jewniversity.org
[1] Нахес (идиш, корень из языка иврит) – счастье, удовольствие и т.п. Цурес (идиш, корень из языка иврит) – неприятности, проблемы.