Перейти на страницу: 1 2
Светлое(?) будущее
Наивность, как характерная черта, нам, давно покинувшим чертоги юности, казалось бы, совсем не свойственна. Но третий сын поименован мудрецами именно так. Да и его вопрос: «Что это?» обязывает к подобной характеристике. И, тем не менее, будущее (время) дает ответ:
Все мы бесконечно наивны в отношении будущего.
Примерам несть числа. И удивляться нечему. Ведь история каждого человека и всего человечества – это Его замысел. А божественное располагается за границей человеческого. И неожиданность – оборотная сторона нашей инертности. Наша наивность, не до конца растраченность (в смысле жизненных сил) – залог оптимизма. По-другому – вера в Б-га. Но самое интересное скрывается за завесой времени.
Вечность
Рассказывают, что, доходя в чтении Ґагады до четвертого сына, раби Лейви Ицхок из Бердичева тяжело вздыхал и говорил: «Кто этот сын, не умеющий задавать вопросы? Это кто-то вроде меня, Лейви Ицхока, сына Сары-Саши. У меня к Создателю такое количество вопросов, но я вспоминаю о Его Величии, и какие могут быть вопросы?!».
Временная позиция четвертого сына – победа над временем, вечность. И оттого на этой ступеньке находятся те, для кого «эмуна лемаала ми даат – вера выше знания», т.е. праведники.
И вот здесь следует заметить важнейшую вещь. Вера «поверх» знания включает в себя знание. Каким образом? Пасхальное сказание говорит: «и тому, кто не умеет спрашивать, ты открой ему» – ты-ат в женском роде, а «открой – птах» – в мужском?! Такая нестыковка, это желание Ґагады указать на принятие (пассивное) знаний. Ведь праведник «не умеет задавать вопросы» и ему Замысел Вс-вышнего раскрывается – «птах» - открывается «без вопросов». «С верой нет вопросов, без нее нет ответов»!
Эти слова Хафец Хаима объясняют механизм действия системы Миров, именуемых Творение. Праведник, проявляя пассивность, по сути исправляет промах первого человека и получает знание не как ограниченность восприятия, а как часть безграничного восприятия – веры!
Еврейский подход
Пока лавры праведников нас, увы, не венчают и мы «у времени в плену» постараемся дать некий практический совет касательно нашей работы во времени.
Как известно, у евреев «все не как у людей». И это позволяет, взяв привычное, человеческое, переиначить его в родное, еврейское. Общеизвестно, что люди опираются на прошлое, а будущего опасаются. И это по-нашему, по-человечески, понятно. Вот только мало помогает в экстраординарных ситуациях. Представьте себе произошедшее со мной пару лет назад.
Дело было в Питере, в мой очередной приезд, перед лекцией. Лежу я себе в гостинице, думаю уже не помню, о чем и вдруг понимаю, что я не понимаю кто я, зачем я, для чего все??? Повис посреди жизни. Весьма гуманистическое, наверняка вам знакомое состояние. Выход – реактивный, надо от чего-то оттолкнуться. Человеческий рецепт – «ведь ты мужчина» (у тебя есть прошлое), опереться об прожитое – не помогает. Вспомните анекдот о Вовочке:
-Вовочка, вставай, в школу опаздываешь!
- Отстань!
- Вовочка, вставай, опоздаешь!
- Отстань. Не хочу!
- Но, Вовочка, ведь ты же директор…
Еврейский рецепт – «наоборот» - работает следующим образом (проверено!). Евреи заняты исправлением и потому беспокоятся о прошлом. А на будущее опираются!
Четыре сына
|
Время
|
Плоскость Бытия
|
Характеристика
|
Умный
|
Прошлое
|
Разум
|
Понимание
|
Нечестивый
|
Настоящее
|
Эмоция
|
Эгоцентризм
|
Наивный
|
Будущее
|
Поступок[1]
|
Страх
|
Не умеющий задавать вопросы
|
Вечность
|
Движение
|
Радость
|
|