Толдот
Как едят праведники?
«А Ривка сказала Яакову, сыну своему, говоря:
вот услыхала я отца твоего, говорящего Эйсаву,
брату твоему, сказать: принеси мне дичь, сделай
мне кушанья, и я съем, и благословлю тебя
перед Вс-вышним»
(Бе-рейшит, 27: 6-7)
Но ведь Ицхак не говорил «перед Вс-вышним», он сказал: «дабы благословила тебя душа моя» (27:4). При всем уважении к происхождению души, это не одно и то же?! Добавленные слова Ривки позволяют нам заглянуть на кухню праведников. Автор комментария «Ган раве» ссылается на главу «Йитро»: «И пришел Аґарон и все старейшины Израиля есть хлеб с тестем Моше перед Вс-вышним» (Шмот, 18-12).
Мудрецы (трактат «Бхорот», 64) спрашивают: «и разве перед Вс-вышним ели? Но всякий наслаждающийся трапезой, в которой участвует ученик мудрости (талмид хахам), как будто бы наслаждается светом присутствия Создателя». Тем более, говорит раби Ханох Ґених, если речь идет о праотце Ицхаке. А, следовательно, продолжает автор «Ган раве», Ривка добавила слова «перед Вс-вышним», дабы подчеркнуть, что несомненная праведность Ицхака сделает присутствие Шхины «обязательным». И Вс-вышний из уважения к Ицхаку, сыну Авраґама, задействует его благословение. До сих пор – Ханох Ґених.
Нам же с вами остается вспомнить о первой мицве «эхоль тохаль – кушай, поедая» и принять к сведению, что праведники и за столом исполняют мицву, а не устраивают «праздник желудка».
|