Шмот
Функция коґенов или повторение подвига Авраґама
(Учеба. 3-4 год)
«И сказал Моше: «Кто [принадлежит] Вс-вышнему – ко мне!»
И собрались к нему все сыны Леви…, и убивайте муж брата
своего и муж ближнего своего, и муж родственника своего.
И сделали сыны Леви по слову Моше – пало из народа в день
тот около трех тысяч мужей.
И сказал Моше: наполните руки свои для Вс-вышнего».
(Шмот, 32:27-29)
Уже несколько десятилетий я ищу ответ на вопрос о выделенности коґенов. Два года назад Савраньский ребе объяснил мне как Аґарон удостоился чести стать коґен гадоль (смотри тему «Подвиг Моше и Аґарона», «Учеба. 4 год»). Но ответ о выделенности коґенов все «не шел и не шел». Но там, где есть кли, будет свет! И выделенность Аґарона и его сыновей тоже нашла свое объяснение[1]. Ключик – комментарий РаШИ к словам «и наполните руки свои для Вс-вышнего» - «вы, убивающие их, этим станете готовыми быть коґенами для Вс-вышнего». Мы знаем, кто стал коґеном. И теперь знаем почему. Именно способность убивать своими руками совратителей Израиля превратила левитов в коґенов.
Вся ветвь Леви собралась на клич Моше «кто к Вс-вышнему, ко мне!» - «И собрались к нему все сыны Леви», но далеко не все смогли взять в руки меч и пойти убивать по приказу Творца: «и сделали сыны Леви» - отнюдь не все! И тут мы выходим на удивительную отличительную черту Аґарона и его сыновей: способность соединять несоединимое. Напомним – качество (сфира), которую абсолютно полно реализовал Аґарон, сын Амрама – ґод – величие – способность помещать вечность внутрь времени, бесконечное в ограниченное!
Аґарон, Надав, Авиґу, Эльазар и Итамар оказались способны исполнить приказ об убийстве эрев рав, строителей» золотого тельца и при этом сохранить милосердие, не ожесточиться. «Наполнить руки» - превратить руки в инструмент Создателя – для работы в Храме или для уничтожения врагов Израиля. Становится понятен еще один сюжет. Коґенство Пинхаса, сына Эльазара, сына Аґарона проявляется через убийство Зимри бен Салу и Косби бат Цур. «Коґенский ген», не полученный по наследству образуется в результате «ревности Вс-вышнего», которой возревновал Пинхас.
В заключение, сравнение с нашим праотцем Авраґамом. Именно ему удалось невозможное – соединение безграничного хеседа с гвурой, он смог занести руку с ножом над «сыном твоим, единственным твоим, которого ты любишь, над Ицхаком». Именно такое соединение несоединимого – любви к Израилю и милосердия к нему с ревностью Вс-вышнего. Вспомните, хотя бы, Мататияґу, сына Йоханана, отставного коґен гадоль, и убедитесь, что коґены отставными не бывают!
|