Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Четырехбуквенная структура миров
Глава 2. Свобода как жизненная необходимость
Четыре формы существования материи очевидно параллельны четырем мирам нашего обитания – мир неживой природы, растительный мир, животный мир и человек. Попробуем увидеть эти миры сквозь призму четырехбуквенной формулы Мироздания. Начнем с вопроса, вовсе не ожидаемого – что нужно камню? Этот весьма достойный представитель неживой природы нуждается в одном – месте, им занимаемом!
Его строгая окаменелость, в смысле непритязательность, в особенности вопиюща в сравнении со следующей ступенькой бытия – миром растений. Дерево для своего существования нуждается в целой экологической нише – солнце, воде, воздухе и почве. Я надеюсь, что не очень удивлю читателя, введя в действие на этом этапе понятие свободы. Свобода камня – возможность занимать отведенные ему пространственные координаты – будучи данной цветку, даст в результате «каменный цветок» – гибель растения!
Невозможность роста для цветка, смерти подобна. И я хочу закрепить за понятием свободы – свободу реализации. Продолжив аналогию, убедимся в разумности нашего определения свободы. Животное, «награжденное» свободой на уровне растительного мира – обездвиженное «растение». Получается, что восхождение по уровням существования характеризуется очевидным расширением возможностей. Степени свободы совершают от мира к миру заметные скачки и попытка удовлетворить потребности следующего мира на уровне предыдущего, дает летальный исход.
Дав человеку свободу животного – возможность питаться и размножаться, мы получаем известный человеческий тип – «скот в сапогах». Духовная гибель человека, ограниченного «хлебом и зрелищами», подчеркивает божественную сущность гомосапиенса. Свобода слова, свобода совести, свобода собраний – не пустые слова. И человек, не задействующий свою божественную составляющую, мертв, подобно каменному цветку и животному в коме.
Увидим еще одну особенность развития системы миров через постоянно растущую от мира к миру степень свободы.
Уровень неживой природы – самый близкий к Творцу. Именно непосредственная связь с энергией и информацией, идущей от Создателя, делает камень – каменным. Как об этом рассказывает классический одесский анекдот. Приезжий на набережной обращается к коренному одесситу с вопросом: «А кто это в римской тоге, изваянный из мрамора?» – «О, это дюк Ришелье, бежавший от ужасов французской революции и решивший открыть город Одессу. Когда он, выйдя на набережную встречать гостей, увидел, сколько их понаехало, то прямо таки… окаменел, и с тех пор так и стоит…».
Окаменелость камня, минимальная степень свободы ему доставшаяся, прямо связана с его близостью к Творцу. Растение чуть дальше от Вс-вышнего, и потому способно расти. Экологическая ниша животного – подчас целый континент, оно еще дальше от Причины всех причин. А человек – вершина Творения – настолько далек от своего Создателя, что способен утверждать (вслед за Гегелем) – «бога нет!».
Процесс Творения – это процесс постепенного сокрытия божественного света, дающий, в результате – выбор. Человек столь далек от Творца, что способен решать, существует ли Создатель в его субъективном мире. Свобода реализации человека сводится именно к этому всеопределяющему вопросу – «так бог таки есть?».
Глава 3. Высота падения
юд |
человек |
свобода выбора |
духовность |
ґей |
животное |
свобода передвижения |
интеллект |
вав |
дерево |
свобода роста |
время |
ґей |
камень |
свобода места |
место |
Прежде чем мы продолжим рассмотрение структуры миров, убедимся в правоте Воланда, объяснявшего: «Я люблю сидеть низко. Не так больно падать». Действительно, мертвый камень – явление ненаблюдаемое. Мертвое растение – гниет, а падаль еще и дурно пахнет. Тело же человека, по еврейской традиции, максимально быстро стараются предать земле. Труп – халаль на иврите (буквально – пустой, вакуум) – это прямое оскорбление имени Вс-вышнего.
При этом очевидно, что каждый следующий уровень включает имевшиеся на более низком возможности. Появление человека в нашем мире подразумевает удивительное (божественное) соединение места, времени и способностей (инструментов личности). Четвертая ступенька, обозначенная в таблице как духовность, подразумевает божественное влияние на человека. Именно оно создает возможность выбора. Не случайно же интеллект появляется уже у животных. Еврейская традиция, в принципе, согласна с собаколюбами, утверждающими: «собака как человек, только не разговаривает».
Лишь влияние Сверху создает возможность человеческому существу подняться на ступеньку «человек». Речь, несущая «разумное, доброе, вечное» позволяет гомосапиенсу подняться над ступенькой «скот в сапогах», выйти за рамки места, времени и интеллекта – зацепиться за вечность. Но о духовном развитии человека в следующей главе.