Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава 5. От раскаяния к исправлению
Определив раскаяние, как характернейшую из человеческих черт, признаем ее недостаточность для достижения Цели Творения – возвращения. Как в геометрии седьмого класса – необходимое, но недостаточное условие. Признав неправильность неотдачи долга, следует его все-таки… вернуть?! Помните вопрос питерского еврея Мелихана: «Должен ли джентльмен, если он… должен?» – это и есть вопрос, соответствующий ступеньке «еврей».
Второе значение слова тшува – исправление. И всякий, признающий Тору – Истиной, оказывается в положении… должника. Истина (реальность) – обязывает! И если раскаяние – вещь, зачастую, пассивная, то исправление содеянного… Получается, что исполнение мицвот (приказов) Создателя, есть отличительная черта духовной ступеньки «еврей».
Попробуем конкретизировать определения духовных категорий человек, еврей. Пусть слово пассивность не даст ввести нас в заблуждение. Ведь человек, поставленный перед выбором убить (невинную жертву, а не убийцу) или быть убитым, обязан быть именно пассивным. Он должен умереть, но не стать убийцей! Но мне хочется характеризовать высоту духовного уровня человек, не прибегая к ситуациям «высокой морали», типа вышеупомянутой. Способ, к которому я хочу прибегнуть, разбор основного принципа, обязательного для того, кто претендует на ступеньку человека: «Вс-вышнего не проклинай!».
На первый взгляд не очень-то и впечатляет, кажется почти тривиальным. Но только на первый. Громадность этого требования станет понятной, если я «добавлю» – ни при каких обстоятельствах. А обстоятельства бывают ого-го какие. Наличие такого уровня – вершина ступеньки «человек». Вспомните книгу Иова и всю историю прогрессивного (по Гегелю) человечества и согласитесь, что если у нас с вами он наличествует, то у нас необычайно высокий духовный уровень. Дай-то Б-г! И это при всей пассивности данного требования!
Активность, сопровождающая даже самое начало духовного уровня «еврей», подразумевает не только исполнение приказов по воинству Творца. Ведь активность, это движение в сторону Вс-вышнего. В каком смысле движение? Явно не в обычном. Со ступеньки «человек» начинается поворот Творения в сторону Создателя. Если безвыборное Творение сводилось к удалению (сокрытию) от Вс-вышнего, то выбор человека – искать истину (искать на иврите означает – свобода!) – есть начало раскрытия Творца. И ступенька «человек» подразумевает бескомпромиссный поиск, который даст как венец человеческого уровня: «Вс-вышнего не проклинай!». Движение, это раскрытие следующей духовной категории.
Как в эту картину вписывается духовный уровень «еврей»? Человек, раскрывший для себя существование Творца, идею вознаграждения и наказания, начинает строго придерживаться данных Вс-вышним законов человеческого общежития. Не убивай, не кради, создай систему правосудия – без соблюдения этих законов немыслимо само понятие человек. И понятно, что если ты не «а менч», то как собираешься стать евреем? Именно включенность каждого предыдущего этапа в последующий, позволит нам разобраться с уровнем еврея. Растение построено из неживой природы, животное снабжено способностью роста, а человек наделен всеми тремя, предшествующими ему уровнями.
Еврей, это человек, поставивший все свои творческие (исключительно человеческие) способности на службу Создателю. Проще всего это визуализируется следующим образом – еврей, это человек, говорящий на языке Торы, о чем бы он ни говорил. Из данного определения следует невозможность для находящегося на духовном уровне «еврей», каких-либо нехороших слов, поступков, взглядов. Еврей, это человек, раскрывающий существование Вс-вышнего своими словами, поступками, взглядами – всегда и всеми!