Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава 7. Цель Творения
Говоря об абсолютном праведнике, мы говорим о возвращении, о близости к Творцу (мир ацилут, соответствующий ступеньке абсолютного праведника, означает именно близость, эцель – подле), а значит, о Цели творения! Как сказано в Устной традиции, «на тридцати шести абсолютных праведниках стоит этот мир».
Для понимания, хотя бы частичного, мировосприятия абсолютных праведников, сравним их с праведниками обычными(!). Как уже было сказано, категория праведник, это уровень владения собственными инстинктами, обузданность животного внутри нас. И если мы говорим не о «законченном» праведнике, находящемся на границе ступеньки «абсолютный праведник», то речь идет о еврее, постоянно себя контролирующем, по сути, «духовном бухгалтере». Находящийся на подобном уровне человек должен постоянно рассчитывать ожидаемое «животное» удовольствие, не превысит ли оно минимально разрешенный уровень. Минимально разрешенный уровень удовольствия, это получение того минимума, без которого человек не может существовать. Такое получение не считается эгоистическим.
Поясним примерами. Рав Исраэль абу-Хацира («Баба Сали») однажды, попробовав приготовленный женой торт, отодвинул от себя блюдце. «Что, не вкусно?», – спросила жена. «Слишком вкусно», – ответил праведник.
Один из хасидских ребе, как-то рассказал своим хасидам: «Лежал я в Шабат на диване и почувствовал сильное желание понюхать табак. Но лежал я столь удобно, что менять положение тела совсем не хотелось. Тогда я встал и подошел к коробке с нюхательным табаком и, не понюхав, вернулся на диван, назло своим желаниям!»
Человек дает, чтобы получить, например, награду в следующем мире. И это в лучшем случае. Праведник дает, чтобы дать, не имея в виду вознаграждение. Потому, излишние удовольствия вредны для праведника. Его работа на Вс-вышнего – давать. Отсюда минимальность принятия, делающая его контроль над животными инстинктами повсеместным. Не так у праведника абсолютного. Его победа над животным внутри себя столь полна и окончательна, что он может всецело посвятить себя реализации Цели Творения. Абсолютный праведник берет, чтобы дать. Он абсолютно неограничен в уровне получаемых удовольствий. Как пример, посещение еще молодым раби Лейви Ицхоком из Бердичева, одного из старейших учеников БЕШТа, раби Исраэля из Козниц. Приехав накануне Шабата, рав Лейви Ицхок первым делом направился в полуподвальный этаж, на… кухню. Там, тщательно, не пропуская ни одной кастрюли, принюхался к готовящимся на субботу кушаньям. Хасиды раби Исраэля за такое вопиющее неуважение к своему ребе, хотели с ним разобраться, но к счастью наступил Шабат. А за столом раби из Козниц оказал такой почет молодому раби, что желание разобраться трансформировалось в недоумение и вопрос. Ответ был дан раби Исраэлем на исходе царицы-субботы. Он звучал так: «Вы не понимаете! Все, что делает этот человек, он делает ради небес».
Способность наслаждаться запахом кушаний, которым предстоит быть съеденными евреями за субботним столом – свидетельство «услужливости» растительного мира внутри человека. Параллель, таким образом, находит свое завершение. Ступенька еврея, это служение всех человеческих качеств Небесам. Животное, поставленное на службу Создателя – категория праведника. А уровень абсолютного праведника – даже растительные силы человеческого организма служат Цели Творения – получению божественного света творениями!