Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава 4. Ступенька человека
Процесс Творения, определенный нами как постепенное сокрытие божественного присутствия, отдаление сотворенного от Создателя, имел своей целью увеличение степени свободы. Максимум удаления и дает главный результат – свободу выбора. Но свободный выбор – лишь инструмент, позволяющий реализовать Цель Творения – возвращение к Творцу. И так же как отдаление от Вс-вышнего шло в четыре этапа, так и возвращение к Нему происходит четырехступенчато. Духовные ступеньки – человек, еврей, праведник, абсолютный праведник – подразумевают духовную реализацию человека.
И мы начнем с определения ступеньки человека.
Духовные уровни |
Миры |
Уровни тшувы |
Человек |
Асия, действия |
Раскаяние |
Еврей |
Йецира, формирования |
Исправление |
Праведник |
Брия, Творения |
Ответ |
Абсолютный праведник |
Ацилут, близости |
Возвращение |
Собственно, наше объяснение позволит найти конкретный ответ на вопрос: считать ли Гитлера человеком? Ключевое слово – тшува. Это слово, легко ассоциируемое с вполне русскими – тшувак, тшувиха – имеет на иврите четыре значения: раскаяние, исправление, ответ и возвращение. Первое из значений прямо указует на начало пути к Создателю. Поиск истины начинается с признания отсутствия ее у нас. Возвращение – с понимания, что мы далеки от Творца. Признание ошибки, раскаяние – вот начало пути к Вс-вышнему.
Во второй главе мы отказали в уровне человека жующей и размножающейся протоплазме, типа «скот в сапогах». С помощью новой таблицы добавим к «пораженным в правах» называться человеком еще одну категорию гомосапиенсов – идеалистов. Живущие по принципу «цель оправдывает средства», не способны на раскаяние, а следовательно, не находятся на ступеньке «человек». По нашей классификации две крайности – «активная протоплазма» и двуногие придатки идей определяют всю проблематичность человеческого существования. С одной стороны, без идеалов мы только излишне разумные животные[1], а с другой – возведение идеалов на пьедестал и безусловное им подчинение, делает нас фанатиками. И куда прикажете податься бедному еврею?!
Ответ на этот вопрос составит содержание следующих глав, а пока не откажем себе в удовольствии констатировать – мы получили «лакмусовую бумажку», позволяющую конкретно объяснить отчего товарищи Гитлер, Сталин, Мао-дзе-дун и им подобные, людьми, при всем внешнем сходстве, никак не являются. И я хочу углубить (с помощью наших мудрецов) ответ – их неспособность к раскаянию делает их нелюдями.
В третьей Книге Пятикнижие определяет два признака, наличие которых делает животное кошерным. Но, как и всегда, законы Торы имеют не только сугубо материальный смысл, в данном случае гастрономический. Разделение двух признаков на внешний и внутренний позволяет увидеть сверхобычный смысл законов о раздвоенности копыт и наличии системы двух и более желудков для переваривания пищи. Внешний признак – раздвоенность копыт – намекает на наличие двух путей – выбор, прямо связанный с интеллектом. Именно наличие оного делает классификацию Сталина и Гитлера как нечеловеков, столь затруднительной.
В качестве примера – Адольф Эйхман, обладавший двумя «признаками» интеллигентности – лысиной и очками (помните булгаковское: «интеллигент несчастный! Облысели все!»). Окончил техникум, владел четырьмя языками. По тем временам, более чем… Он, личными усилиями добившийся, вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам, гибели пятисот тысяч венгерских евреев, был, несомненно, настоящим идеалистом. За две недели до повешения (Иерусалим, 1962 год!) он в личной беседе так оценивал бывшее: «Вы меня не поймете. Вы не идеалист! Единственное о чем я сожалею – нам не удалось завершить то, что мы так успешно начали».
Госпожа Магда Геббельс, убившая собственных шестерых детей, так объясняла свой нечеловеческий поступок: «Я не хочу, чтобы мои дети жили в мире без национал-социализма». Даже без слова идеализм диагноз очевиден. При всем уважении к разумности (внешний признак) подобных существ, отсутствие внутреннего признака человечности квалифицирует их как нелюдей.
Второй признак, система из двух и более желудков, подразумевает отрыгивание пережеванной во втором желудке пищи обратно в первый и повторное пережевывание. Символика проста. Сделав выбор, человек (не путать с Богданом Хмельницким), осознавая собственную неабсолютность, возвращается к «делам давно минувших дней» и заново переосмысливает собственные поступки.
Способность признавать свою неправоту, способность к переоценке ценностей, способность к раскаянию, и делают человека человеком.
[1] Действительно, лишившись кое-каких, весьма абстрактных, способностей нашего мозга, мы были бы довольней. «Горе от ума», что ж тут скажешь.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая >>