Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава 10. Главные герои
Вопрос, возникающий при эгоцентричном взгляде на наш мир: главные герои происходящего – власть (и все) имущие?! Ответ: происходящее на материальном уровне, в рамках инстинктов, непобежденного эгоизма – не более чем декорации, сцена, подмостки настоящего Выбора. Система наших человеческих ценностей заставляет нас фокусироваться на внешнем. Красота, богатство, успех – вот единственное, что мы наблюдаем. И настоящие герои жизнефильма – абсолютные праведники – для нас невидимки. Их незаметность для пребывающих во власти эгоцентризма – это духовный диагноз. Объясним ситуацию с помощью краеугольных понятий еврейского мировоззрения – цадик и раша. Эти слова переводят на русский как праведник и мерзавец. Но их истинный смысл весьма далек от всего содержащегося в человеческих языках.
На ляшон ґакойдеш эти слова означают «оправдывающий» и «обвиняющий»: леґацдик – оправдывать, леґаршиа – признавать виновным. С точки зрения духовности (истины, реальности, божественности) любое существо, достойное называться человеком, выполняет в этом мире одну работу – судит (оценивает). Эта постоянная внутренняя борьба – осудить или оправдать – острие нашего выбора. Понятно, что за бортом этой локальной бури оказываются все те девяносто девять процентов «прогрессивного» человечества, любопытства к вопросу о смысле собственного существования не проявляющие.
Оказывается, что цадик, праведник – это духовное существо, постоянно оправдывающее существование себя и мира. Однажды еврей, на которого постоянно сваливались невзгоды, попросил совета у Магида из Межирича. Магид направил его к «специалисту» по всевозможным несчастьям и нищете, к ребе Зюсе из Аниполя. Тот, услыхав о бедах, спросил: «А что это такое? Никогда не испытывал ничего подобного!».
Отрицательно судящие себя и реальность, решаим – осуждающие, считаются мертвыми (бесполезными с личностной точки зрения) уже при жизни. Повторим: решаим[1] – это не мерзавцы, т.е. совершающие мерзости, решаим – прокуроры, осуждающие себя на нежизнь! У истоков подобной оценки знаменитые слова Змея: «Потому что знает Вс-сильный, что в день, когда вы съедите от него, и откроются глаза ваши, и будете как Вс-сильный, знающие Добро и Зло» (Бе-рейшит, 3:5). Злоязычие (первое!), направленное против Творца, – корень всего зла в нашем мире. И работа по исправлению человека – это оправдание Создателя, искоренение плохих слов о Нем.
Вопреки распространенному мнению, злоязычие – это не отрицательная информация друг о друге, а осуждение Вс-вышнего. Злоязычие между людьми – следствие, конечно же, предельно вредное. Но именно оправдание реальности – основная задача человека.
Теперь вердикт мудрецов о ламедвавниках приобретает изначальную остроту. Именно они оправдывают существование реальности в каждый квант времени. А их незаметность для нас – это, увы, наш диагноз, как уже было сказано.
[1] Комментарий рава Баруха Шалома Ашлага, старшего сына рава Ашлага