Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава 8. Ответ
В силу необычности определения духовных ступеней развития человека, мне кажется, не лишним будет повторение основных, вовсе не азбучных истин. Цель Творения – получение человеком всего неограниченного света (счастья, удовольствия) приуготовленного Вс-вышним. Акцент на слове всего. Способность испытывать благодарность (радость) от дыхания – прерогатива абсолютных праведников. Нам для подобного удовольствия требуется… астма (не дай Б-г!) или по крайности, выход из комнаты со спертым воздухом на ошеломительную свежесть атмосферы гор. Вообще, наш удел (за редкими исключениями) – испытывать удовольствие от «заполнения» недостатка или, что по сути то же самое, – избавления от избытка.
Реализация Цели Творения – реализованность человека на всех уровнях Бытия. Радость от подаренной улыбки, радость эмпатии, сопереживания не своим чувствам и проблемам – вот уровень человека. Радость от понимания слов Торы, от молитвы и Шабата – уровень радости еврея. Постоянное неподчинение инстинктам, неавтоматичность во всем – ощущениях, поступках, взглядах – визитная карточка праведника. В качестве «нехасидского» примера – интеллектуальное (вовсе нам не чуждое) решение жизненных ситуаций.
Вдова бреславского хасида попросила у попечительского совета, помогавшего ей и сиротам, из денег, выделенных евреями на цдаку (справедливость), оплатить поездку старшего шестнадцатилетнего сына в Умань, на могилу ребе. Решавший вопросы денежной помощи раввин рассудил здраво: поездка – роскошь, а задача фонда – удовлетворять более насущные потребности нуждающихся. Но его знаний Торы хватило на сомнение, за разрешением которого он обратился к раву Шалому Йосефу Эльяшиву.
Следует отметить, что мнение рава Эльяшива о паломничестве из Израиля в Умань было однозначно отрицательным. Тем неожиданней прозвучал его ответ – обязанность попечительского совета оплатить поездку юноши. Праведник объяснил: задача попечительского совета – не помощь в решении материальных проблем, а попытка, насколько это возможно, заменить умершего отца. Мнение бреславского хасида в данном вопросе очевидно!
Принципиальное отличие еврея от праведника в объективности последнего. Недостатки, «желания» и прочие «инстинкты» не вторгаются на территорию его интеллекта! Повторим: принципиальное отличие человека от скотины вовсе не в разуме. Им наделено и животное. Ни Сталин, ни Гитлер и иже с ними вовсе не лишены интеллекта. Просто поле боя их мозга осталось за победившей идеей (интересом!). А потерпевшая победу идея, превращает человека в двуногий придаток даже лучше, чем желудок превращает человека в обжору. И новизна нашего подхода в понимании того, что человеческий разум – Армагеддон, поле битвы между влиянием сверху (в таблице – духовность) и материальными (включая человеческие идеи!) интересами. «Вы заинтересованы, следовательно, не объективны».
Не случайно рав Элияґу Десслер рекомендует начинать поиски Истины с проверки инструментов, которыми вы собираетесь пользоваться в своем поиске! Так ли уж нейтрален ваш мозг, главнейший из поисковых атрибутов?! Потому раскаяние, готовность признать свою ошибку, есть начальная ступенька возвращения, ступень человека. И духовные категории «человек» и «еврей» разнятся уровнем главного вопроса, характеризующего их: «есть ли Б-г?» и «что с этим Б-гом делать?» – признание и исправление.
Но третье значение слова тшува – ответ, соответствует уровню праведник. И я, не желая удовлетворяться разумным ответом, предлагаю взгляд «сверху». Любой человек, достойный называться родителем, рассчитывает «поиметь нахес» от своего ребенка. И потому первые два уровня духовного развития – осознание и исправление, явно недостаточны. Сами посудите. Если человек «измазюкался», а вслед за тем очистился, то в чем «прибыток»? Не упал бы, и чиститься бы не пришлось! Если мы осознали и исправили ошибку, то мы вернулись в предыдущее состояние, и вопрос (на него и намекает значение тшува-ответ), а в чем был смысл сокрытия Вс-вышнего, отдаления от Него? И, конечно, речь идет о выученном уроке, явно прибавляющем к «естественному» духовному уровню. Естественность, инстинктивность наших реакций: «дают – бери, а бьют – беги!» - это неприрученность скотины внутри нас, уровень автоматизма. На языке мудрецов: «мицват анашим мелумада - мицва людей привычна». Очевидно, совершенное в рамках непобежденного эгоцентризма – дорогого не стоит. Отсюда подчеркнутая важность выученного урока жизни – прибавки, ответа, тшувы.