Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава 9. Естественное добро и смысл жизни
Поставленная Творцом перед человеком задача – найти ответ, прибавить к реализации вложенных в нас способностей что-то неожиданное, свое, личностное – позволяет понять недостаточность уровня еврея, при всей его высоте. В качестве примера, ответ на весьма заковыристый вопрос. Вы встречаете по жизни человека, который отзывчивее, смелее, рассудительнее вас, и при всем том вовсе не «испорченного» иудаизмом. И у вас, естественно, возникает вопрос: и чего стоят все мои старания по исполнению воли Создателя?!
Ответ, в свете вышесказанного: естественное (данное от рождения или воспитания) добро – не считается! В каком смысле? Ведь задействование высших уровней нервной системы (дзен буддизм, например) вещь не только что не простая, но требующая подчас сверхусилий?! Приобретение за рубль ста копеек – не бизнес! А Родительское желание – безусловно, и является основой Мироздания! Желание Вс-вышнего дать, реализуется только через выбор высочайшего вопреки высокому. В каком смысле, вопреки? Все имеющееся (добро, духовный уровень) – трамплин для высочайшего. По выражению мудрецов: «пока человек жив, на что ему жаловаться?».
Подняться над собой (с Его помощью, разумеется) – вот истинное предназначение человека.
Приведу пример, верой и правдой служащий мне многие годы. Представьте себе съемки фильма. Массовая сцена, в которой задействованы более семи миллиардов человек. Автор сценария, Он же Продюсер и Режисер-Постановщик. Распределение ролей: абсолютные праведники – главные герои, на которых камера наведена непрерывно. (Аналогия с Моше рабейну и его отдельностью и отделенностью, т.е. всегдашней готовностью к пророчеству, более чем уместна). Ради тридцати шести «ламедвавников»[1] и снимается «времяфильм».
Праведники заняты в эпизодических ролях, а все остальное «прогрессивное человечество» – массовка. Нет, разница между первыми рядами и «камчаткой» очевидна. Чем ближе к «первому ряду», тем больше требований к внешнему виду и соответствию Замыслу.
Высочайший уровень, именуемый человек, означает ненанесение вреда происходящему («съемкам»). Уровень – «Вс-вышнего не проклинай!». Уровень еврея соответствует первому ряду массовки и требует от статистов не только соответствующих Сценарию «костюмов», но и некоторого актерского мастерства. Но доверить даже самую мелкую роль возможно только актеру, обуздавшему свою инстинктивную, животную природу.
Требования к задним рядам подчеркнуто невелики. Не убивать, не красть и так далее, короче, по возможности минимально вредить. А как же происходит движение, духовный рост? Абсолютное равенство всех людей (божественное, чтоб вы не сомневались!) в своем праве на Истину связано с малоценимым современной цивилизацией качеством – любопытством. Все нормальные люди задаются вопросом о смысле собственной жизни, и непрекращение задавания этого всеохватывающего вопроса – двигатель духовного продвижения человека. Повторим. Все нормальные дети – маленький француз, негр, еврей et cetera – почемучки. И любопытство дает равноправие в возможности движения к Истине. Задавание вопросов и использование полученных ответов для задавания следующих вопросов – основной motor движения. И статисты с «камчатки» вполне способны бескомпромиссным поиском «продвинуться» в первые ряды.
Но участие в фильме начинается с исполнения, пусть самой эпизодической, но Роли. (На языке мудрецов – мицва лишма – приказ Создателя, исполненный без «задних мыслей» – уровень праведника – дать, чтобы дать!). Наличие «лица», личности, участвующей в реализации Его Замысла, это и есть заслуженная человеком Вечность. И мы получаем еще одно подтверждение факта наличия «духовной прибыли» только на ступеньке праведника. Как то раби Исраэль Меир из Радуни («Хофец Хаим») сказал: «с верой нет вопросов, без нее нет ответов». Получение ответа означает понимание своей Роли в Его Сценарии, а упоминание в титрах – соАвторство. И участник массовки, старавшийся не навредить, а затем, перейдя в первые ряды, старавшийся соответствовать (исполнять мицвот) имеет шанс, «бон шанс».
Как сказали мудрецы в молитве Рош ґаШана: «как бней марон» – «подобно детям Хозяина». Объясняет рав Десслер: «должны мы представлять себе, как будто бы наше «дело» рассматривается небесным Судом отдельно (личностно)». Вплоть до уровня праведника действует «ґашгаха клалит» – общий надзор, общая учебно-жизненная программа. Представляя себе персональный надзор, мы учимся соответствовать более высоким духовным стандартам.
[1] Ламед вав и означает тридцать шесть, т.е. большинство из Великого Санґедрина – семидесяти мудрецов, которым доверено решать судьбу поколения.