Воскресенье, 29.03.2020, 04:16
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 М.М.Гитик "Открытие себя" (Продолжение 2)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Функция один

Рассмотрение четырех вариантов каждой из функций позволило автору этих строк объяснить себе феномен странных людей, встретившихся ему на жизненном пути и оставивших след в виде вопроса (необъясненности) в его памяти. Первый из этих, нашедших тривиальное объяснение людей-загадок – это «здоровяки». Обычно это люди не столько толстые, сколько большие и обязательно занимающие много места. Они постоянно стремятся к физическому контакту (понятно, что я в силу своего пола, говорю о мужчинах) – приобнять, похлопать по плечу, рукопожать и т.п. они, как правило, довольны жизнью (собой) и в любой разговор пытаются вставить свои пять копеек. Короче, вы уже поняли, что речь идет о мужчинах с первой телесностью, которая из них так и прет.

Еще один вопрос, появившийся у меня где-то в пятом классе, был связан с законом Архимеда. Представьте себе Сиракузы (греческая колония в Сицилии) около 240г. до христианской эры, абсолютно голый человек бежит по городу с криком «Эврика!». А отчего бы ему было не вытереться и не одеться, не выскакивая голышом из ванны?! Ответ очевиден – ярко выраженная первая функция идейности. Еще один, не менее яркий пример из «Ревизора» Гоголя:

 

«Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

 

Не оставаясь в плоскости мужского бытия, вспомним об «истеричках». Эти дамы, остро реагирующие на, вроде бы, не глобальные события, просто обладают избыточной эмоциональностью. Их способность к сопереживанию зашкаливает. Эти незаурядные дамы просто эмпатичны. Первая эмоция, однако.

Ну, и наконец, четвертый вариант первой функции – разумность. Одним словом – зануда. Человек, который не может пройти мимо и не сделать замечание о нелогичности, неразумности происходящего.

«Пикейные жилеты» из Ильфа и Петрова, обсуждающие политические фигуры и их действия, критики «всех времен и народов» - это визитная карточка первой разумности. Конечно же, мы привели крайние, показательные примеры. Спектр избыточности, как и диапазон остальных функций, весьма широк. Собственно, индивидуальность определяется границами (размерами) кубиков нашей личности. И сверхэмоциональность Осипа Эмильевича Мандельштама стала залогом его поэтической гениальности:

 

Куда мне деться в этом январе?

Открытый город сумасбродно цепок.

От замкнутых я, что ли, пьян дверей?

И хочется мычать от всех замков и скрепок.

 

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы,

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы.

 

И в яму, в бородавчатую темь

Скольжу к обледенелой водокачке,

И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

И разлетаются грачи в горячке,

 

А я за ними ахаю, крича

В какой-то мерзлый деревянный короб:

- Читателя! Советчика! Bрача!

На лестнице колючей - разговора б!

 

Но при всей сублимированности людей, именно первая функция нашей личности является побудительной причиной множества ситуаций нашей жизни. Категория хохма требует, однако.

Схематичность (конкретность) подхода психологов имеет наряду с явными преимуществами (каталогичность, разложенность по полочкам) и один, но очень большой недостаток – неучтенность божественности людского происхождения, и, следовательно, способности меняться. Что наделяет каждую функцию очень широким спектром возможностей. Например, подчеркнутая холодность людей, склонных к истерии. Или накачанность (атлетичность сложения) природного интеллигента (Ефим Шифрин). Это, конечно, важно учитывать, примеряя платье личности на себя любимого.

В контексте выше сказанного мне хочется процитировать А.Ю.Афанасьева (не дословно) и продемонстрировать его словами человечность (не божественность) всех религий и верований. Кроме того, эта цитата позволит нам оценить отсутствие в ляшон ґакодеш понятия бог, а также отдать должное слову «Всевышний»:

 

«Покажется странным, но даже фундаментальнейшие религиозные представления о том, что есть Бог в своем существе и в чем состоит бессмертие человека — формируется под непосредственным воздействием Первой функции.

Религиозны все, но каждый религиозен по-своему. Религиозна бывает даже 1-я разумность, но ее вера не имеет ничего общего с мистическим идолопоклонством народной веры. Суть религии 1-й разумности заключается в абсолютизации самой себя — ума.

1-я разумность, в свойственной себе манере озирая и систематизируя окружающий мир. находит его настолько разумно устроенным, математически выверенным, что скоро приходит к выводу о наличии некого высшего Творца, первым и практически единственным свойством которого является Разум. От Анаксагора до Эйнштейна, любой обладатель 1-й разумности, взяв на себя труд обдумать проблему первоисточника всего сущего, волей-неволей приходит к автопортретной религии, в которой Божество, создатель и мотор вселенной, мыслится исключительно как Ум (Нус — древнегреческой философии) и другими атрибутами практически не обладает.

В согласии с такой теологией трансформируется и представление о бессмертии человека. Исходя из своей шкалы ценностей, 1-я разумность только ум считает достойным вечности и соответственно этому представлению моделирует картину загробного царства. Конструкции наподобие теории “ноосферы” Шардена-Вернадского, согласно которой над землей клубится прозрачная оболочка, составленная из идеальных, очищенных от всякой примеси, бессмертных человеческих умов — прямое отражение такого моделирования.

К сказанному остается добавить, что 1-я разумность в своем стремлении абсолютизировать самое себя отнюдь не одинока. Это свойство Первой функции вообще:

1-я идейность видит в Абсолюте бессознательное, слепое волевое начало (Шопенгауэр, Гартман, Кьеркегор и т. д.), а вечностью награждает исключительно человеческий “дух”, волю.

1-я телесность исповедует откровенное идолопоклонство, т. е. обожествляет вещество во всех его видах, и бессмертие представляет себе вполне по-плотски, наподобие раннехристианской концепции грядущего Воскресения во плоти.

1-я Эмоция отождествляет Божество с наивысшим и ярчайшим переживанием (“Бог есть любовь” 1 Ио.4.8.) и только “душу”, сердечную суть в себе оставляет жить за гробом.

 

* * *

 

К старости Первая функция делается еще избыточнее:1-я Эмоция становится еще крикливее, 1-я идейность тираничнее, 1-я телесность — прижимистее, 1-я разумность — догматичнее. И происходит это оттого, что разрушения личности, производимые неумолимым временем, под старость заставляют человека еще надежнее крепить в себе то, что и прежде служило ему главным подспорьем.

Первая функция — опора личности, фундамент, на котором держится колеблемое всеми ветрами бунгало человеческой психики. Однако в этой сверхмощи и крепости Первой заложен скрытый и опасный изъян. Она не гибка. Поэтому удары по Первой весьма болезненны и незначительные разрушения ее, вносимые быстротекущей жизнью (скажем, болезни и увечья для 1-й телесности), доводят человека порой до сумасшествия и самоубийства.

И натура людская, видимо, сознает, точнее, “подсознает” опасное отсутствие гибкости в Первой функции, так как, несмотря на самоуверенность Первой, она обычно не торопится в сомнительной ситуации подвергать себя испытаниям, чтобы мы не имели в виду под испытанием: драку или диспут.

Будем до конца искренни: Первая функция — это наш дар самим себе. Она эгоистична, хотя само слово “эгоизм” обычно употребляется лишь по отношению к 1-й телесности. Поэтому если кому-то что-то перепадает от Первой, то, во-первых, происходит это всегда “от щедрот”, от избытка результата, добытого в одиночку, а, во-вторых, не в силу внутренней потребности самой Первой, но под давлением нижестоящих процессионных функций.

Заключая на этом рассказ о Первой функции, необходимо признать, что эгоизм, монологичность, ранимость, жестокость и грубоватость Первой делают ее пусть самой значительной и яркой, но не самой лучшей стороной человеческой натуры».

 

Очевидно, что г. Афанасьев подобно большинству интеллигентов находится в интеллектуальном плену концепции: «нет абсолютной истины»[1] и естественно не предполагает существования Вс-вышнего, сводя все к человеческому восприятию – субъективности. Следовательно, возможно прочитать им сказанное как дифирамб Торе, не укладывающейся ни в какие рамки.

 

[1] Эта интеллигентская позиция освещается в статье «Алгоритм духовного движения» на нашем сайте

 

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 

 

Copyright MyCorp © 2020
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik_iudaizm
Новости
Семинары и шабатоны [291]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [749]Объявления [176]
Статьи [1299]Видео уроки [166]
Уроки Торы онлайн [146]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [41]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора мицвот недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка душа Иерусалимский зоопарк евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода жизнь добро и зло Гилель харьков москва недельные главы Лод