Четверг, 28.03.2024, 16:30
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

М.М.Гитик. Кабала. "Три лика нашего я".

Кабала. Три лика нашего я.

Поиск Истины в рамках общей концепции смысла жизни.


Я

Разумный

Эгоизм

Нефеш

Статика

Асия

Место

Пар

(суета)

Голограмма

Ты

Выбор

Руах

Движение

Йецира

Время

Шабат

Фрактал

Он

Альтруизм

Нешама

Дыхание

Брия

Я=не Я

Суббота

Суббот

Странный

аттрактор

Жалеть себя или его?

Как известно, лашон ґакойдеш (язык Пятикнижия) не балует нас излишним разнообразием. В отличие от человеческих языков, он описывает реальность, а не наши представления об оной. И потому, наличие трех, абсолютно разных (корнево) слов, переводящихся на русский одним (естественно обезличенным), таки да, наводит на мысль.

Слова лахус, лерахем и лахмоль переводятся на русский – проявлять милосердие, жалеть. Но, конечно же, их точный смысл весьма далек от смысла перевода. Мы «запараллелим» эти три слова местоимениям единственного числа во всех трех лицах – я, ты, он.

Для объяснения термина лахус используем цитату из книги Йоны (завершающее книгу предложение): «ты пожалел кикайон (дерево с обильной листвой, называемое по-русски ропщина)». Так говорит Вс-вышний своему пророку Йоне. Очевидно, что Йона вовсе не был любителем природы из партии «зеленых». А следовательно, пророк Йона жалел… себя. Точнее, то удивительное чудо Вс-вышнего, подарившее ему тень (цель на иврите) и близость, ощутимую тоже (сень – целем) к Создателю.

Несомненное значение слова лахус – жалость к себе, прямо связана с эгоцентризмом местоимения Я. Такую жалость к себе можно продемонстрировать случаем, произошедшим у нас в Йерушалаим, в 1994 году. Араб хорошо заточенным мечом зарезал трех новоприбывших из СНГ евреек. Дело происходило в пяти минутах езды от крупнейшего на Ближнем Востоке медицинского центра Ґадаса Эйн Керем. Но когда через 15 минут подъехали амбулансы скорой помощи, им пришлось констатировать смерть. Женщины истекли кровью.

Среди, несомненно, жалостливых очевидцев не нашлось ни одного, кто бы нажал на артерию и остановил бы кровотечение! Увидев бьющую толчками (артерия!) кровь, следует (так нас учили на курсах молодого бойца десантника), во-первых, надавить кулаком на место, из которого бьет кровь. Затем жгут и так далее. Но нормальная реакция – не пачкаясь кровью, вызвать скорую – означает жалость к себе, а как следствие игнорирование чужого (ближнего!).

Собственно, символизируемый личностным местоимением Я, подход к жизни, вежливо именуется – разумным эгоизмом. Религия себялюбия, под которую подведена солидная база псевдо-логичных рассуждений, типа - человек человеку волк, своя рубашка ближе к телу, и тому подобных, является первой ступенькой духовного развития личности. К сожалению, многие застревают на этой начальной ступени на всю жизнь.

Впервые сформированное мировоззрение (обычно в возрасте 16-17 лет) основывается на непреложном факте – свои желания я ощущаю непосредственно, а чужие посредством органов чувств и разума. Восприятие себя, как набора желаний и устремлений, приводит к идеалу, обрисованному знаменитой советской песней: «а у меня все схвачено, за все заплачено; и кое-чем обязаны такие люди разные, что нет проблем».

Пространственная проблема – деление всего на «Я» (непосредственно ощущаемое) и «не Я» (весь остальной мир – люди, звезды, события) создает, в общем-то, трагедийную ситуацию, где разумным кажется «завоевание» внешнего пространства – «не Я». Границы человека, это границы его желаний, и экспансия кажется разумным выходом из положения, где желания, воспринимаемые как «Я» требуют удовлетворения.

Подобный подход к себе и миру, я называю хозяйским. Обладание рассматривается, как единственный способ получения удовольствия (или избегания отрицательных эмоций). Отсюда программа разумного эгоизма на завоевание жизненного пространства. На первый взгляд (неопытный, юношеский) все разумно. Но лишь на первый.

Величайшая трагедия, на которую обрекают себя разумные эгоисты, связана не только с невозможностью гармонизировать (подчинить) среду своего обитания. Абсурдность любой идеи видна, если идею довести до возможного предела. А в данном случае успешность и достижение желаемого результата – овладение ситуацией, делают человека «локальным богом» - хозяином собственного мира.

Вот только не стоит человеку становиться богом, ведь бог несчастнейшее из существ – все от него чего-то хотят, а сам он никому не нужен. Пример – дважды «герой» книги рекордов Гиннеса – Говард Хьюз. В начале 60-х он самый богатый человек на Земле и самый несчастный. Именно в этих двух своих ипостасях он и попал в книгу рекордов Гиннеса. Обладая личным (свободным) капиталом в размере около четырех миллиардов долларов (напоминаю, в начале шестидесятых американский доллар еще обеспечивался золотом и потому его состояние современными деньгами невозможно выразить) он мог влиять на политику государств, назначить вашего племянника вторым секретарем посольства и т.п.

Обладая не только умом, но и тонкой нервной организацией, он дошел до паранойи, перестал общаться с людьми, ибо до боли ясно осознавал, что всем от него «трэба», сам же он никому не нужен! Даже с врачом общался лишь по телефону, сообщая о симптомах и получая виртуальные рекомендации.

Еще один пример на ту же тему, упоминаемый в русских учебниках психологии синдром Потемкина. Светлейший князь Потемкин Таврический был не просто любовником Катьки второй (их у нее было не счесть), но настоящим государственным мужем. Он побеждал в битвах, основывал города, покровительствовал наукам и искусствам. Весь юг России – Херсонская, Николаевская и Одесская область, это его детище. Умерев, он оставил карточных долгов на сумму в три миллиона рублей (в районе миллиарда долларов). Но эта сумма, которую проиграть в карты можно вроде бы лишь теоретически, была вовсе не крупной чрезмерно, ибо коллекция алмазов князя была и вовсе неоценимой.

Последние годы жизни этого, незаурядной судьбы, человека, и стали причиной появления в учебниках психологии «синдрома Потемкина». Светлейшему князю не к чему было стремиться, он достиг всего, что можно было пожелать. Потемкин стал сбывшимся одесским проклятием (хотя сам город был основан после его смерти): чтоб у тебя уже все было, чтоб тебе уже ничего не хотелось!

Примеры Потемкина и Хьюза иллюстрируют реализацию идеи «разумного эгоизма» в ее крайнем выражении. Но если обходиться без крайностей, то, быть может, эта идея, все-таки, может претендовать на разумность? Отрицательный ответ на этот весьма фундаментальный вопрос, приведет нас к пониманию стартовости позиции эгоцентризма даже «разумного», в алгоритме духовного развития человека.

Читать дальше:

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:



Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (12.08.2012)
Просмотров: 4031 | Комментарии: 1 | Теги: эгоизм, кабала, Смысл жизни, поиск истины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0  
1 rufps   (02.07.2014 22:37) [Материал]
Замечательная статья. Спасибо!
На странице 8, имеется ссылка на страницу 10, которой нет, как нет и ссылки на страницу 9, которая есть.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы