Глава 1
Глава 8
Глава 10
Шабат и пар (ґевель)
Попробуем приблизить то высокое, что скрывается нашим эгоцентризмом через обсуждение «алгоритма» восхождения – три ступеньки, скромно обозначенные: суета (пар – ґевель) – шабат – шабат шабатон. Предварим конкретные выводы, резюмирующие всю тему «Три лика нашего Я» солидной теоретической базой, со ссылками на Авторитеты, естественно.
Тема Шабата звучит в Торе двенадцать раз и появляется в семи недельных главах. Конечно же «Берейшит», где она задается, а так же «Бе-шалах», «Йитро», «Ки-тиса», «Ва-якґель» (книга «Шмот») и еще «Эмор» («Ва-йикра») и «Ва-этханан» («Дварим»).
Во-первых, 12+7 дает нам ключик к тому, что скрывается за синхронизацией Солнца и Луны (пространства и времени) в еврейском календаре. Девятнадцатилетний цикл, где семижды появляется беременный год! Конечно же, семь дней недели, символизирующие данность, неизменность (базис по-марксистки!) соединяются воедино концепцией Шабата. Того самого, все еще не наступившего, следующего Мира, где все время будет Шабат, а все место (пространство) будет Храм!
Снова, как к высшему (нам доступному) Авторитету, обратимся к ляшон ґа койдеш – языку Пятикнижия. «Все место» (мир) на иврите олам, а «все время» (навсегда) ле-олам. При этом приставке «ле» недвусмысленно указует на направление (снова «его выделенность» - иврит). «Ле-олам» - все время – стремится к породившему его пространству[1]. Ведь время средство, а экзистенциальность (маком на божественном языке – место) Цель. И их совпадение, естественно, в шабат, в следующем мире. А вопрос всегда один – как туда попасть?
Ответ будет двухступенчатым. Начнем с классического антагонизма: суета против шабата. Очевидно, что всякий заключенный в мир[2] Асия обречен на суету сует и всяческую суету, т.е. на перманентную борьбу за гармонизацию отношений «Я» и «не Я». А результат войны разумного эгоизма во временно-пространственных рамках, не просто хорошо известен, но и определяется ивритским оригиналом слова суета – Ґевель, означающим… пар! Очень много потраченной жизненной энергии на … сотрясение воздуха (пар!).
Ступенька мира Йецира, появление самосознания (местоимение Ты, означающее наличие альтернативного адреса, кроме Я – кроме шуток!) приводит еврея (вариант) к соблюдению Шабата. А дальше классическое: «не столько евреи охраняют Шабат, сколько Шабат сохраняет евреев». Вырывая еврея из суеты, шабат не дает ему раствориться в мире суеты (пара, уровень разумного эгоизма). Как сказано: «Так как дерево жизни она [Тора] для всех, держащихся за нее, а поддерживающий ее [Тору] – счастлив». Обратим внимание на противопоставление первой части (множественное число!) и второй части (единственное число) предложения. Объяснение следует, а пока отметим, что именно соблюдение законов Торы («держащийся за нее») не дает утонуть в бушующем море страстей и желаний («дерево жизни[3] она»).
Появление Адресата поднимает нас на ступеньку еврей, на уровень выбора – уровень руах. Но «не утонуть в мире страстей и желаний» это, конечно же, подвиг, но не цель. Цель - счастье, и именно о нем и говорит вторая часть предложения, где постулируется подъем на уровень мира «Брия». А соблюдение законов Торы (шабата в том числе) и есть средство (причем единственное) для подъема.
[1] За разъяснениями следует обратиться к физике
[2] На иврите «асир олам» означает как пожизненно заключенного, так и посаженного, заключенного в наш мир!
[3] Подробнее о Дереве Жизни в теме «О правом и левом» глава «Путь Дерева Жизни».
Продолжение следует.
Перейти на:
Глава 1
Глава 8
Глава 10
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.