Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Проблема ляшон ґара
Вторая тема, второе чудо – проказа. Но духовная, но цараат. Кстати, вот эта духовная проказа появится значительно позже, её нет, появится только в третьей книге – чистота, нечистота, недельная глава Тазрия. Почему она появляется здесь? Серединка. Понимаете, вот проблема была в замысле, само присутствие зла в этом мире находит своё объяснение с помощью первого чуда. Таким образом, что я хочу сказать о втором чуде? Лашон ґа-ра. Злоязычие, о котором множество раз мы вспоминали и говорили, и ограниченность. У нас была тема «Как свинья станет кошерной?». Мы объяснили, как после прихода Мащиаха свинья станет кошерной? Конечно же, речь идёт не о свинье, а речь идёт о злоязычии, которое исчезает с приходом Машиаха. Понемножку, не сразу, двести десять лет уйдёт, чтобы оно совсем исчезло, но исчезнет. Как исчезнет? Ответ: а Машиах будет Учителем, и он научит нас «с людямы помякше, а на жизнь смотреть ширше». И как только мы избавимся от ограниченности, исчезнет и лашон ґа-ра, потому что лашон ґа-ра – это правда, а иначе это, конечно же, поклёп, это грязный навет, это ґоцаат-диба. Лашон ґа-ра – это правда, но это не вся правда, и всё, что мы об этом говорили, ограниченность.
И вот это наша вторая проблема. То есть первая проблема – это, конечно, присутствие змея или песчинки золотого тельца во всём плохом, что есть в этом мире. Вот эта изначальная плохость временная, она придумана Вс-вышним. Посох, управление, всё, что мы сказали. Что теперь мы скажем? Основная проблема человека – это наша с вами середина, т.е. выбор. Замысел Вс-вышнего, результат поступков Вс-вышнего, а наше отношение, наша эмоция. И вот основная проблема человека, любого человека, – лашон ґа-ра. И по той же схеме: вы смотрите на дело рук своих и видите – нехорошо. Нет, вначале было хорошо, потом стала проказа, а потом снова хорошо. Та же схема идёт. Поймите, плохое ограничено и плохое закончится, и нам нужно только его пережить, нам нужно пережить всех наших врагов и всех наших ненавистников. Как говорил Михаил Самуэлевич Паниковский: «Я вас всех переживу, я вас ещё всех куплю и продам». Правда, незадолго до смерти он это говорил, но мы же не про Паниковского.
Таким образом, на уровне нашего соучастия Вс-вышний говорит, что, конечно, наша основная проблема – это лашон ґа-ра, но и здесь всё изначально хорошо, всё будет хорошо. Оно пройдёт.
Вопрос: В чём же о Моше с рукой?
Ответ: Нет, почему Моше с рукой – потому что сказано о Машиахе, и христиане этим пользуются: «Наши болезни он несет [на себе]» (Йешаяґу, 54:4). Не дай Б-г. РаШИ здесь говорит, что Моше сказал: «Они мне не поверят», а это лашон ґа-ра. Поверьте, что наш учитель Моше на плохие слова не способен. Да он бы за Израиль всех порвал. Помните, мы же объясняли, что одна из причин, почему, но это не главная причина, но очень полезно это помнить, почему могилы Моше нет возможности найти в этом мире, потому что если бы была такая возможность, то Вс-вышнему бы мало не показалось. Потому что евреи приходили бы, приносили свои цурес, плакали бы, и после этого бы у Вс-вышнего – без вариантов. Это тоже причина, это не шутки. Он управляет этим миром, и Ему нужно вести мир к тому, что Он придумал, а молитвы Моше ему же все карты бы спутали. Это было просто невозможно.
Таким образом, РаШИ, говоря о злоязычии Моше, говорит, конечно, об Израиле, он не говорит о Моше, потому что во всей этой концепции Моше – это просто голова Израиля, это часть Израиля, самая высокая, но часть, потому что всё, что есть Моше, это мы. Ну, снова эта концепция головы. Вот я – это, конечно, голова, простите. Но голова профессора Доуэля – не смешите меня. И потому не бывает головы без тела, при всей важности, при всей суперважности нашего учителя Моше. И когда, как мне кажется (снова, это я), ну не может Моше говорить лашон ґа-ра. И, значит, конечно, речь идёт об Израиле, о подготовке Израиля к выполнению своей миссии. Это маленькое Синайское откровение, которое переживает наш учитель Моше, наша голова, но, в общем, это для того, чтобы тело потом смогло стоять у Синая. И, помните, будет очень тяжело у Синая, и тело испугается, потому что когда всё для души, то тело боится: оно-то тут при чём.
Попробуем расшифровать символику за пазухи, которая «терапия» проказы. Используем этот образ в его применении мудрецами. В начале Трактата «Авода зара» появляется Вс-вышний, держащий свиток Торы у Себя за пазухой (бе-хико). Маґарша и Маґараль расшифровывают это как потаенность и близость [к себе]. Если сопоставить это с ляшон ґара, то потаенность (нераскрытость) Торы и ее близость к Создателю объясняет терапию духовной проказы. Неправильность конфигурации человека в духовном пространстве. Причина ляшон ґара – желание сказать «всю правду прямо в лицо» наталкивается на два обстоятельства – во-первых, мы не знаем всей правды, а, во-вторых, мы даже не догадываемся, как мы близки друг к другу!
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6