Воскресенье, 22.12.2024, 13:36
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 М.М.Гитик "Чудеса для Израиля" (продолжение 1)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Белое пятно в сюжете Пятикнижия

 

Что я уже давным-давно заметил? Те слова, те предложения, в особенности слова, про которые я знаю что-то очень для меня глубокое, звучат для меня совершенно по-другому. То есть чтец Торы читает недельный раздел, и звучат слова, и, в особенности, в основном, они понятны, тем более, что я слежу, в крайнем случае, всегда можно подсмотреть, мельком так, РаШИ что говорит. Но уже давным-давно мною замечено, и я уже сам для себя объяснил… Вот огранка алмаза. Берём алмаз, между прочим, тусклый, ничего красивого, но ежели его огранить, он начинает прямо-таки сверкать! И чем больше мы узнаём Пятикнижие и чем глубже, тем больше вот эта огранка этих слов.

И после таких вот тридцати пяти лет, и даже книги, как вы знаете, у меня есть «Путешествие по недельным главам», обнаруживать, причём вот буквально большое-большое очень место… Сейчас попробую привести. Книга Шмот, и я нахожу белое пятно. Не просто белое пятно, но такое белое пятно, по размерам очень большое. Представьте себе, что вы географ, и у вас глобус, и это какое-то там восемнадцатое столетие. Континенты уже все открыты, понятно, основные реки, основное тоже, и найти какое-то большое белое пятно – это необычно. Так что я имею в виду? Помните, у нас даже урок такой был, «Построение экрана», про то, как наш учитель Моше пять раз говорит «нет» Вс-вышнему. Пять раз! И мы построили, конечно же, кетер, хохма, бина, зеир анпин, мальхут, разобрались, но внутри вот этого вот отнекивания была некая вещь, которую я просто не замечал. И мы её сейчас вместе с вами прочитаем. Очень, с моей точки зрения, такая необычная вещь.

О чём идёт речь? Моше, так пишет РаШИ, говорит нехорошо об Израиле. Вы знаете, меня это уже насторожило, потому что представить себе, чтобы наш учитель Моше говорил не восторженно об Израиле? А, помните, мы же всегда объясняли, что наш учитель Моше – это не папа, это мама, это аидише маме. И вдруг… Он говорит: «Не поверят они мне». Давайте прочитаем, как это написано. Шмот далет: «И ответил Моше и сказал: «Они не поверят мне и не услышат моего голоса, потому что скажут, что не раскрывался тебе Вс-вышний»». «И сказал ему Вс-вышний: «А что это у тебя в руке?»». Посох, помните? Он говорит: «Швырни его». Посох становится змеем, потом этот же посох и змей, и у фараона всё это будет. Но про фараона это понятно, а вот дальше знаете, что? Оказывается, Моше сказал: «Нет». Ну, он испугался змея. Вообще странно, тут Вс-вышний, а он змея боится, тут много странностей. Ему было велено схватить его за хвост, и здесь рав Лунчиц объясняет, что это самое нижнее, что есть. Но мы же не об этом, а вот о чём: а продолжение кто-то помнит? Потому что я не обращал вообще на это внимания, а там продолжение есть у этого змея. Какое? Моше говорит: «А ежели всё равно не поверят?» Вс-вышний говорит: «Тогда возьми руку, сунь её за пазуху». И рука стала белой от проказы. Духовная лепра, это не обычное раздражение кожи. «Но ежели и этим двум вещам, – говорит Вс-вышний, – не поверят, тогда воду вылей».

И тут вопрос возникает: Моше маловер, понятно. У него Синайское откровение на личном уровне, но он маловер. Но тут вот какой вопрос: у нас в пятой книге Пятикнижия будет сказано, что если придёт к тебе лжепророк и будет тебе такое показывать, ну, такие чудеса – нееет! А как проверяют пророка? Да вообще не на чудесах. Да мало ли кто умелый иллюзионист? Вот помните, эти египетские волхвы тоже какие-то чудеса делали – больше, меньше. Помните, у них тоже какой-то там крокодил, дохленький, правда. Ну, то есть типа такой колбаски с ножками, и ещё в конце их палка проглочена посохом Аґарона. Но мы сейчас не об этом. Почему чудеса, почему три? Меня вообще число три сразу настораживает. Не потому, что не наша конфессия, а потому что три чуда, чтобы убедить, что Вс-вышний раскрывался нашему учителю Моше. Или мы говорим не о евреях? Что вообще происходит? И есть комментарии, и РаШИ, и рав Лунчиц («Кли якар») очень интересный даёт комментарий. Но меня как-то вот этот вопрос заинтересовал – зачем это? Понимаете, что чудо – это ведь нарушение законов природы, это нехорошая, в общем-то, вещь – чудо, неправильное. Нет, иногда без него не обойтись, я понимаю, но есть известный ґалахический принцип о сокрытия чуда и так далее, и так далее, говорили как-то об этом. И целых три, и для чего?

Один марокканский равин задал удивительный вопрос: евреи не поверят, что Моше послан Творцом. Ну и что? Десять казней же будут всё равно! А уж, извините, как вы понимаете, там казни, там уже все поверили, после девяти казней неверующих уже вообще не было. Уж на что фараон фараонистый, и тот вышел на уровень паритета. И почему это так важно, чтобы евреи поверили нашему учителю Моше? Кто-то поверит, кто-то не поверит, я подозреваю, что Аґарон, старшой брат, так там и вообще ничего не надо доказывать, что там верить или не верить. Там были неслабые пророки среди евреев. И так далее. В чём идея? И ответ здесь достаточно простой, но, тем не менее, очень важно, чтобы он прозвучал. Ответ на вопрос, а почему всё-таки Тора не была дана Авраґаму, Ицхаку и Яакову. Множество есть ответов, но один из них вы сейчас услышите. Понимаете, Израиль, мы знаем, это функциональная замена первого человека. То есть когда не получилось у Остапа Бендера купить стулья оптом… В чём сюжет «Двенадцати стульев»? В том, как пришлось за каждым стулом бегать по отдельности. И один попал туда, другой попал туда, и множество, множество ситуаций.

Так вот, ровно таким же образом дело обстоит: первый человек не справляется с работой, изумительный пример, который даёт кабала. Царь хотел перенести свою сокровищницу. И посмотрев на своих верноподданных, он понял страшную, странную вещь, что даже самые-самые, ну, сокровища были такого порядка, что удержаться не смог бы никто. И что придумал царь для переноса сокровищницы? Он раздробил на мелкие части свои сокровища, и это заняло кучу времени – шесть тысяч лет – и помалу, помалу работа исполняется. То есть функциональная замена первого человека – вместо опта в розницу, и помалу, помалу, помалу Мир движется. И теперь что такое Израиль? Функциональная замена. Что мы, собственно, делаем? Мы учимся стоять против соблазнов, мы учимся по-человечески относиться к другим людям и даже учимся капельку уважать других людей. А для эгоцентриста научиться уважать других людей – это совсем не простая работа. И при чём здесь вот этот вопрос: так зачем нужно, чтобы евреи поверили? Ответ очень-очень прост. Когда эрев рав делают золотого тельца, и наш учитель Моше выхватывает скрижали у Вс-вышнего, Вс-вышний говорит Моше: «Лех ред ки». Что значит «лех ред»? Иди, спускайся. И РаШИ, мудрецы что там пишут, почему «спускайся»? Потому что вся твоя высота от них.

По-другому, первосвященник заходит в Кодаш аКодашим в Йом Кипур. И мне такой вопрос, старый-старый, у меня комментарий на эту тему, колокольчиками был его хитон внизу, помните, паамон веримон, и колокольчики звенели, ну, на то они и колокольчики. А зачем нужны колокольчики и какой в них смысл? А ответ очень-очень неожиданный. Понимаете, они сообщали первосвященнику, что он идёт в Кодеш аКодашим. А он что, про это не знал? И ответ там очень важный. Понимаете, были задействованы все пять чувств. Конечно, знал, но, когда вы идёте на физический контакт со Вс-вышним, малейшая мысль, оттенок себялюбия, и всё заканчивается нехорошо, как закончилось для Надава и Авиґу, хотя они были абсолютные праведники, личные. Но там, где речь идёт о народе, там, где он, первосвященник заходит в Кодеш ґаКодашим, это не совсем он. Я всегда говорю: это макушка Израиля – первосвященник, самое высокое место в теле Израиля – это первосвященник. Не самый умный, не самый лучший, просто самый высокий, такое бывает. И поскольку он самый высокий, откуда его высота? И ответ: Израиль. И когда РаШИ приводит этот мидраш, Вс-вышний говорит Моше: «Иди спустись», то твоя высота – это их, и если они не протестуют против золотого тельца, то, значит, и ты уже не на высоте. Хотя Моше никакого отношения к золотому тельцу не имеет, но высоту свою должен отдать ради Израиля.

Что мы хотим сказать? Вот этот равин сказал удивительно простую вещь: нужна вера Израиля, доверие Израиля Моше. Почему? Потому что весь уровень Моше, весь смысл Моше в Израиле. Снова, мы перешли от уровня Авраґама, Ицхака и Яакова к уровню социума, и объяснили сейчас почему. Но этот социум тоже должен быть один человек. Помните, там, на Синае, родился адам взамен первого человека, и имя его Срулик. И с этого момента у нас не общая судьба, мы вообще одно существо, то есть мы личность, состоящая из личностей. Целая тема.

Что мне сейчас важно? Общий ответ у нас уже есть. Понимаете, так важно убедить Израиль потому что для того чтобы Моше был лидером, а если Израиль не видит в нём лидера, то это не работает. Отсюда необходимость вот этого доверия, понимания того, что Вс-вышний прислал, наконец, вот это избавление, и для этого нужны чудеса. Но здесь уже другой вопрос.

Я же хочу коснуться этих чудес, потому что меня они очень напрягают. Ещё раз: посох, который змеем становится, рука за пазухой – проказа и вода – кровь. Но это прямой намёк, даже не намёк, это будет первый удар по Египту, и нам сейчас нужна будет снова общая концепция ударов по Египту. Снова, это не казни египетские, не дай Б-г, это не наказания, это макот – удары.

Итак, наш вопрос (и это наш главный на сегодня вопрос): какой смысл у этих трёх чудес? И почему три? Ну, почему нельзя было дать одно? В конце концов, сам Вс-вышний говорит: и что если первые два не убедят, тогда третье. Ну, так дай одно третье и не морочь голову. Зачем ещё два? Ну, лишнее же, а чудеса не бывают лишними. Вопросы понятны? Давайте попробуем разбираться с ними.

Итак, вообще ситуация ясна. То есть нужны правильно выстроенные отношения между головой – главой народа – и народом. Ну, народ – это тело, Моше – это голова. Помните, ещё от Эйсава мы знаем: умная голова, а дураку досталась. Это не наш вариант, это Эйсав. И помните, голова Эйсава потому и похоронена в пещере Махпела. Ну, аидише коп у него была! Но зато с телом – чистый сатана. Так вот, чрезвычайно важно, чтобы тело соответствовало, и для этого нужны чудеса. Но почему три, и почему такие? Вс-вышний, слава Б-гу, не ограничен в своих возможностях. Да и сама Тора говорит, и что если двух не хватит, то уж третье – наверняка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Семинары и шабатоны [326]Анонсы новых книг и лекций [13]
Лекции и встречи [818]Объявления [196]
Статьи [1887]Видео уроки [364]
Уроки Торы онлайн [185]
Недельные главы Торы онлайн
Вебинары [693]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 55
Гостей: 55
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы