Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Вопросы и ответы
Вопрос: Зачем тогда (неразборчиво) такой?
Ответ: А выбор? Ведь, снова, а где оно, плохое? Плохое – оно между началом и концом. И в конце, надо только дожить, всё будет хорошо. И в начале всё было лучше не бывает. Но, понимаете, мы находимся как раз между рождением и смертью, и в этом промежутке по-разному. И здесь ограниченность, и змей присутствует, к сожалению, внутри нас. И самое обидное, что бывает красная кровь, а кровь должна быть голубой. Вот у меня исключительно голубая, могу продемонстрировать свои вены. Я, конечно же, шучу, я имею в виду идею, я её переложил в слова, это сказал гениальный Мицкевич ХХ столетия, его звали Юлиан Тувим. И если Адам Мицкевич был евреем ґалахическим, то есть по маме, то Юлиан Тувим со всех сторон, правда, конечно, евреем себя не считал, и только в 1943 году «Форвардс», идишская газета в Нью-Йорке, узнав, что происходит с евреями Польши…
Снова, когда мы говорим «шесть миллионов», есть же мнение, что намного больше. Я в своей книге, жёстко идя по историческим фактам, прихожу к иному числу. Понимаете, считаем же мы только тех, кого посчитали, а есть же те, кого не считали вообще. И убивали где угодно, и те, кто помнят, был же ещё Едвабне, а там вообще немцы руку не приложили. А сколько таких Едвабне было на Украине и в Прибалтике, да где угодно. В литовских местечках, вы помните, немцы вообще ничего не успели, они даже войти не успели, уже никаких евреев нет. И кто их считал, этих евреев? Более-менее прикинули, сколько было, сколько осталось. Мы же говорим о том, что, собственно, даёт еврейскому народу жизнь, силу жить после всего. И, помните, я всегда это цитировал, это был 1977 год, мехина еврейского университета, как я сейчас это понимаю (тогда я не понимал), это было возле Дня Памяти. Пригласили еврея, пережившего Освенцим, который рассказывал нам на русском языке (польский еврей, но знал русский), и он объяснил нам, что его победа над Гитлером – это его детки, вот это его победа. Вот как он победил Гитлера – у него есть дети, даст Б-г и внуки, и правнуки, и так далее.
Все, кто пытается сказать, что вот начало, вот конец – нет конца. Поскольку уже в начале заложено соединение. И потому всё божественно в начале и в конце. В середине всё наше, и нам надо это плохое пережить. И что было жизнеутверждающего? Комментарий «Кли якар», что вот там, в самом низу плохого, в самом низу змея. И оказывается, что это всё придумал Вс-вышний, и это всё ради нас. А все эти змеи, все эти Гитлеры и прочие Хмельницкие – это просто кошмар, ночной кошмар. А прелесть ночного кошмара в том, что когда вы просыпаетесь, если вы просыпаетесь, это такое облегчение! И вот это смысл вот этих трёх чудес. Почему потребовалось три, мы ответили на этот вопрос – потому что три измерения нашей с вами жизни. И у нас, и с головой, и с эмоциями, и на уровне происходящего. И снова, даст Б-г, всё будет хорошо. И как говорил седьмой Любавический ребе, и уже всё плохое уже случилось. Но ежели вдруг он ошибался, и правы были все остальные мудрецы, то дай бог нам это пережить. Но мы, мы же бывшие советские евреи, этого нет ни у кого, кроме советских евреев. Я говорю про Галича. «Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне! Ты же хочешь, как Шапира, прохлаждаться в стороне». Ну, Галич. И что? А то, что, даст Б-г, всё будет хорошо. Но если нет, мне, по крайней мере, очень нужны такие комментарии, чтобы нам хватило сил пережить, потому что нужно понимать, что всё это ограничено, и, мало того, это придумано Вс-вышним ради нас. Как – я не очень хорошо понимаю, но в этом же вся идея. Ведь смысл анекдота только в самом конце. Потому что, когда женщина говорит, и мы возвращаемся к началу урока, помните, что «я сижу на трёх диетах», и когда вы слышите окончание «и всё равно голодная», и понимаете, окончание переворачивает весь смысл. Потому что когда вы слышите, что она сидит на трёх диетах, то вы же, наверное, думаете, и зря. Потому что, оказывается, она всё равно голодная.
Вопрос: А как же пережить вот это всё?
Ответ: Если бы я знал, как пережить. Мой рецепт вот такой – вот эти комментарии помогают мне переживать трудности. Понимаете, я же вам когда-то сказал, что я не понимаю, как люди стареют без изучения Торы, но как они вообще живут? Ответ: плохо живут без Торы, и даже те, кто думает, что они хорошо живут, плохо живут, просто они этого не понимают, что они плохо живут. Это временно, это счастье у них временное, оно заканчивается, причём заканчивается при жизни, оно никогда не заканчивается после жизни.
Вопрос: Очень многие люди изображают, что они счастливы.
Ответ: Я не видел таких людей вообще. Я не знаю, с кем вы встречаетесь, но счастливых людей не встречал я. Ну, так чтобы немножко – на день, на два, на неделю. Но так, чтобы совсем – простите. Ещё раз, мы всего лишь пытаемся сказать очень простую вещь – что все наши цуресы не просто имеют конец, они придуманы Вс-вышним, и у нас есть силы их пережить.
Вопрос: Зачем Вс-вышнему это всё?
Ответ: Зачем родителю вообще рожать детей? Если родитель абсолютен, зачем ему дети? Есть такой вопрос, на которой у меня нет ответа: а вот в следующем мире дети будут? Вот, как мне кажется, нет. Я не нашёл ничего у мудрецов. Тысяча лет, возрождение из мёртвых, смерти нет, болезней нет, старости нет – ничего этого нет. И я напоминаю вам, что я спорю со всеми нееврейскими авторитетами, естественно, основываясь (я не про следующий мир) на нашей традиции. Множество книг в нашем поколении, все кому не лень пишут, хорошие и не очень, о воспитании, например, мерзейшая книга доктора Спока про то, что дети – это просто маленькие люди. Что я хочу сказать, что там, в Эденском саду, дети рождались взрослыми. Так говорит мидраш. Я в книге об этом подробно рассказываю и объясняю. Почему взрослые? Ответ: потому что вся идея отношений родители-дети – это не детство, это когда они уже взрослые, когда мы уже взрослые, и вот тогда инстинктивно оно остаётся, но оказывается, что мы должны ещё научиться любить своих родителей, своих взрослых детей, это совершенно другая работа. И ради этого вообще-то и существует мир, чтобы дать нам соавторские права. Нет, Автор один, но вот эта серединка, которую мы должны пережить, это наши соавторские права. Понимаете, если нам достанет сил (Вс-вышний даст нам достаточно сил) дослушать анекдот до конца, то «Аз имале схок пину, у-лшонейно рина».
Только в самом конце, когда конец анекдота, вот тогда становится понятен его смысл, потому что по ходу вы думаете совершенно другое. Понимаете, женщина, которая сидит на трёх диетах, она же должна быть как палка, нет? Ответ: но если она в результате голодная, то вы понимаете… Помните, когда та же самая дама, только в другом обличии, говорит: «Доктор, а всё, что вы мне рассказывали о диете, это до обеда надо есть или после обеда?» И понимаете, этот подход в корне переворачивает ситуацию, это и есть идея анекдота, где конец принципиально переворачивает ситуацию. А всё, что следует из этого урока, из всех других уроков, которые я постигаю в Торе, что нельзя отчаиваться, и это главная наша заслуга. У нас нет никаких заслуг (пока нас дети не слушают, внуки, тем более). Ну, какие у нас достижения, какие у нас заслуги? Ответ: есть – а то, что мы пришли на урок, а то, что мы пытаемся что-то понять в Торе. Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом, несомненно, есть.
Вопрос: Вы сказали, что лашон ґа-ра – это правда, но это лашон ґа-ра? Почему ограниченную правду считают лашон ґа-ра?
Ответ: Основная проблема человека. Это вопрос всех вопросов, его задаёт Иов, его задают мудрецы через ангелов, помните, в день стадвадцатилетия раби Акивы, когда железными скребками, и так далее, и ангелы приходят к Вс-вышнему и говорят: «Вот так должен умирать Акива? Ну, Вс-вышний, совесть же тоже надо иметь!» И, помните, всё время и Иову, и ангелам (но это мудрецы, естественно, не трансляция прямая) Вс-вышний даёт один и тот же ответ. Какой? Понимаете, вот вы пришли в кино, и вы не понимаете происходящего на экране. Так, может быть, имело смысл прийти к началу киносеанса? И когда Вс-вышний отвечает Иову: «А где ты был, когда я творил мир?» И когда Он говорит ангелам, возникающим по поводу раби Акивы, что Я верну мир в тоґу, не в смысле, что Он, а в смысле, посмотрите в начало. А я в этом уроке добавил: и посмотрите в конец. Потому что конец и начало будут идентичны. А в чём же тогда смысл? Конечно, в середине. Потому что середина – временная вещь.
Понимаете, что такое лашон ґа-ра? Это временность, это основа всех наших цуресов. Когда вы смотрите на кусочек, вырванность из контекста, у нас же целый урок был на эту тему, «Как свинья станет кошерной», и мы объясняли, что, когда человек ограничен в месте, помните большое облако, он видит только себя, это может, не дай Б-г, довести до убийства. А вспыхивающий огонь? Это когда у нас очень мало времени. Уж замуж невтерпёж – эмоции. И самое-самое – Греция наша – в мыслях. Когда что? Когда мы ещё сами себя оправдываем, самооправдание, вот этот буйный ветер, у нас же целый урок был на эту тему. И мы там объяснили, что лашон ґа-ра, как все они, вместе взятые, потому что это только проекции лашон ґа-ра, лашон ґа-ра – это просто ограниченность. Но это же правда! Да, но это только часть правды. Понимаете, что женщина сидит на трёх диетах, и вы из этого делаете выводы, вы дослушайте анекдот до конца, это лашон ґа-ра, что она сидит на трёх диетах. И что евреи не поверят Моше – это же только часть правды. Конечно, не поверят, но они изначально верят в Б-га, и в конце концов будут верить. А то, что временные трудности – так в этом же весь фокус, это временность. Понимаете, проблема человека в этом мире – мы ощущаем временность, как единственно сущее. И, по сути, об этом всё время все уроки. Нельзя отчаиваться, нам надо их пережить, всех наших ненавистников.