Вне времени и пространства
Непривязанность к месту/времени подразумевает символичность деталей сюжета. И второй Любавический ребе видит в Авраме и Сарай архетип жены и мужа. Сюжет спуска в Мицраим – это кризис семейной жизни, ожидающий любую (!) семейную пару. Голод в Стране Израиля – это исчерпанность рациональных ресурсов брака[1]. Утихла буря половых гормонов, выросли дети, и социально-экономическое положение супругов более-менее независимо. Он и она смотрят друг на друга и мучительно ищут ответ на вопрос: «что нас связывает?». Ответ на этот вопрос существует всего один: «скажи, что ты сестра моя».
У сестры есть всего одно преимущество перед женой: «Познакомьтесь, это моя бывшая сестра!» – еще никому не приводилось услышать. Связь с сестрой/братом несравнимо меньше, чем у мужа с женой, но она неразрывна. Для понимания замысленного Вс-вышним крутого маршрута нашей жизни, еще один комментарий.
Голод в Стране Израиля – исчерпанность рациональных (естественных) ресурсов означает пройденность (законченность) периода нашей жизни. Дело в том, что следующий духовный уровень никогда не бывает продолжением предыдущего. Ведь в духовном мире роль расстояний исполняют отличия. И когда мы говорим о новой духовной ступеньке, мы говорим о принципиальном отличии, скачке в наших терминах. Иначе, в случае продолжения бывшего, мы находимся в том же самом духовном состоянии, просто ближе к его грани (концу!)[2].
В качестве наглядного примера – жизнь Йосефа[3]. Достижение им ступеньки «властелин мира» (единственный в голодающем мире обладатель хлеба) потребовалио «ямы» - полного самоотречения. Поскольку в нашей жизни столь высокое не запланировано, то и подобного «разбиения вдребезги» всего имеющегося не требуется. Но если мы говорим о достижении уровня Любви, то убирание естественных связей – предрешено. А ведь именно ради превращения мужа и жены в одно существо и придумал Создатель институт брака! И достижение этой сверхцели возможно только через понимание божественной предназначенности супругов друг другу.
Вечный (вне времени и пространства) смысл слов «скажи, что ты сестра моя» - «то, что нас связывает – это Его любовь, Его выбор» - «сильнее страсти, больше, чем любовь[4] [влюбленность]». И наша вера в Творца позволяет подняться с уровня ноль, где предыдущее прожито. Понятно, что у евреев брак не католический и бывают, к сожалению, ситуации, где уровень ноль (исчерпанность) недосягаемая высота. Тогда – отрицательная величина - развод и продолжение жизненного пути с верой в то, что «все на свете было не зря, не напрасно было».
[1] Подробнее о кризисе в семейной жизни смотри книгу «Хорошее дело… брак?!», часть III, глава IV «Кризис жанра».
[2] В Кабале мы говорим о парцуфим – лицах.
[3] Подробнее этот комментарий появляется в главе «Ми-кец» в книге «Путешествия по недельным главам Торы», «Высота падения».
[4] Затасканность термина «любовь» подробно обсуждается в первой части книги «Хорошее дело… брак?!»