Покидая место
Именно вопрос – непонятность текста – поднимает нас на следующую ступеньку контакта. Ремез-намек предлагает нам убрать привязку к месту – клоаке тогдашнего мира – Египту-Мицраим, оставаясь все еще во власти времени. РаШИ комментирует слова Аврама «лучше мне ради тебя» очень коротко и совсем не понятно: «дадут мне подарки». Объясняет сказанное РаШИ рав Овадия Сфорно (1470 – 1550, Италия). Поскольку Сарай защищена статусом сестры (правом на кровную месть), то «желающие» придут к Авраму «женихаться» – принесут подарки, на языке РаШИ. А дальше божий дар убеждения Аврама и «молот мне, дак я любого в своего перекую». И переубежденный «жених», осознав нечистоплотность своих помыслов, присоединяется к общине Аврама – «happy end».
Нам в этом, почти голливудском, сценарии интересен побудительный мотив Аврама. Дополнительный урок, который мы можем выучить, благодаря комментариям РаШИ/Сфорно – уважать жену следует больше, чем себя. Ведь Аврам планирует обеспечить не только безопасность Сарай, но и защитить Сарай от грязных поползновений (связанных с глаголом «женихаться»).
В переводе на русский язык «уважать жену больше, чем себя» означает – исполнять ее желания материальные (не противоречащие Торе) прежде своих. Например, вы подходите к столику в ресторане с желанием идентичным у вас и у вашей жены – сесть. Вы обязаны пододвинуть стул супруге, а лишь затем садиться самому. Так же обстоит дело и с дверями – «ladys first». А если у вас на двоих одна подушка, то совершенно очевидно, кому из супругов она достанется.
Подчеркнем принципиальное отличие этого урока – уровня ремез от того, что мы выучили из простого понимания Пятикнижия. Забота о здоровье жены, как о своем, не дает жене никакого преимущества в ситуации «дует ветерок, накинь на плечи свитерок». Не путать с «гимном» старых дев – «сняла решительно пиджак наброшенный, казаться гордою хватило сил. Ему сказала я: «Всего хорошего!». А он прощения не попросил». На чьих плечах окажется пиджак/свитерок – не очевидно. Ведь, как себя – не больше, чем себя! И если муж хлюпик, а жена – богатырь, или муж недавно переболел, то пиджак/свитер достанутся именно ему!
И еще одно замечание, связанное с уроком Аврама уровня ремез. Уважать жену больше, чем себя – заботиться о ее «теле» больше, чем о своем, означает и защиту от нескромных взглядов. Не в смысле паранджи или превентивного домашнего заключения, а в контексте понимания, что женщина краснеет в ситуациях, которые мужчина (снабженный на этот случай очень толстым кожным покрытием) просто не замечает. Как пример, не место женщине в толпе, на рынке, где толкаются. Уважать больше, чем себя, означает брать на себя «публичные» функции семьи.