Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Урок языка
Дом Отца твоего – воспитание длиною в жизнь – цель и смысл человеческой жизни. Короче, Родитель с большой буквы. И, конечно, тема языка – главного аспекта божественности в человеке. В отличие от интеллигентов и евреев, которые еще только учатся[1], праведники умеют говорить языком Торы. И тогда в чем смысл урока? Ключик к требованию Создателя «уйди … из… дома Отца твоего» - слово личность.
Раби Нафтали из Ропшиц, комментируя размеры арон кодеш, стоявшего в кодеш ґакодашим «два с половиной… на полтора… на полтора» (Шмот, 25:10), задает вопрос: в чем смысл «ломанности» размеров? Его ответ связан с хасидской традицией, которая видит в цадике кодеш ґакодашим – средоточие духовной сути Израиля. И функция ребе как главы общины – иметь дробленые размеры личности. Что означает способность обращаться с размерами – свойствами своего характера (личности) как с… одеждой. Умение одеваться в гнев, равнодушие, погружаться в сон или безмятежность – это и есть уровень, необходимый цадику! И именно об этом говорит Пятикнижие, постулируя уход из личности. Как и в случае места и времени, речь идет не об утрате, не дай бог, а о приобретении способности быть и… не быть! Проживая в определенном месте, быть частью всего мира, в определенном окружении (времени) – быть заложником вечности, а личностью пользоваться как спецодеждой.
Невозможно завершить алгоритм движения «в место, которое укажу тебе» без… молчания.
Высший уровень владения языком Создателя подразумевает скупость слов и, в конечном итоге, способность молчать. Интеллигенту следует двигаться в сторону еврея, еврею – в сторону праведника, а направление, в котором следует двигаться праведникам – скрыто.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
[1] «Я не волшебник, я только учусь».