Перейти на страницу: 1 2 3 4
Семь имен Сатаны
Мидраш
Наша тема, озаглавленная столь претенциозно, начинается с мидраша, который рассказывает раби Йеґошуа бен Леви в Трактате «Сука» Вавилонского Талмуда (52:1): «Семь имен у йецер ґара: Вс-вышний назвал его ра – רע – зло (Бе-рейшит, 8:21), Моше назвал его арель - – ערל препона (Дварим, 10:16), Давид назвал его таме – טמא- (Теґилим, 51:12), Шломо назвал его сонэ – שונא – ненавистник (Мишлей, 25:21), Йешайяґу назвал его михшоль – מכשל – препятствие (57:14), Йехезкель назвал его эвен – אבן - камень (36:26), Йоэль назвал его цфони – צפוני – северный.
Соберем все сказанное в мидраше в таблицу, где кроме семи имен нашего Обвинителя Сатана будут, конечно же, семь сфирот божественного света. Собственно, в двух системах – сфирот и противодействии им заложена программа нашего воспитания через «пятерки» и «двойки». Раскрытие божественного присутствия, реализация связанного с нами света сфирот – это наши пятерки. Победа программ, чья суть выражена именами Сатана – это наши двойки.
Сфирот
|
Наши «пятерки»
|
Наши «двойки»
|
Характеристика «двоечных» программ
|
Хесед
Давание
|
Результат –
«отличник»
|
Результат – «двоечник»
|
Результирующая наших усилий: Добро или Зло
|
Границы
|
Уникальность, неповторимость личности
|
«Железный занавес»
|
Непроходимость (непробиваемость) собственных границ. Эгоцентризм
|
Истина
|
Поиск Абсолюта
|
«Бог тебя любит»
|
Злоязычие, ритуальная нечистота, частичность правды
|
Вечность
|
Беспокойство о месте в следующем мире
|
Духовная расслабленность
|
Успокоенность, «идиотское благодушие»
|
Величие
|
Талант, самореализация
|
Суета сует и всяческая суета
|
Препятствия, на преодоление которых расходуется жизнь
|
Основа
|
Сильные чувства, любовь
|
Неспособность испытывать сильные чувства
|
Каменное сердце, не способное к сопереживанию
|
Царственность
Мальхут
|
Свобода реализации, божественность нашего происхождения
|
Скрытость нашего фараона
|
Неощущение своего рабского положения
|
Воспитание длиною в жизнь
Прежде чем мы перейдем к обсуждению «имен Сатаны» - сути конкретных программ, противостоящих раскрытию через нас божественного света (сфирот), попробуем объяснить систему борьбы Зла[1] и Добра.
Мы представим себе Вс-вышнего в ипостаси Родителя, а себя – трудновоспитуемыми неподростками – детьми младшего духовного возраста.
Жизнь – это общеобразовательная программа обучения. Оценка «пять» означает, что урок Жизни не просто вызубрен, но положен на сердце. Тот самый орган, чей адрес не известен головному мозгу[2]. Выученное, закрепленное на добрых делах («не берет с собой человек…, а только Тору и добрые поступки»[3]), это оценка «отлично».. Четверки, тройки с плюсами и минусами промежуточны (временны).
Двойка (не дай бог) – это окончательный неуд (исчерпанность переэкзаменовок – подробнее «Есть ли жизнь на… Земле?!», стр.70), чье значение трудно переоценить. Ведь согласитесь, что пятерка, выставляемая за любой ответ, дорогого не стоит! И только возможность провала делает ученика – Учеником. Синонимом слова выбор является слово ответственность. Иначе говорить о награде и наказании не приходится. Короче, система «кнута и пряника». Точнее, «есть и нет», а подробнее – при рассмотрении имени (программы) – «сонэ – ненавидящий».
Попробуем приблизить концепцию «жизнь как воспитание» к нашей повседневности с помощью двух примеров. Первый из них от «раскрывателя» Кабалы для последних поколений рава Ашлога.
Представим себе работника типографии, естественно, не современной, а похожей на Гутенбергскую. Он, не владея чтением и письмом, выкладывает буквы для печатающихся книг. Дальше две возможности. Первая – он понемногу учится читать и начинает понимать то, что печатает. Прочитав множество страниц «чужих» сочинений, он может (вариантно) написать что-то «свое». Второй вариант – «мне снился сон длиною в жизнь… снилось и забыл»[4] - случай тяжелый, двоечника.
Второй пример – съемка широкоформатного фильма. Автор сценария, Он же режиссёр-постановщик, Он же продюсер. Массовая сцена. Задействованы без малого восемь миллиардов человек. Народы мира – это задние ряды массовки, фон, на котором снимается фильм. Чем они заняты – не суть важно, лишь бы не убивали, не грабили, не насиловали, короче – не мешали съемкам.
Евреи – это первые ряды массовки. Здесь уже принципиально во что одеты, как себя ведут. Но лица (роли) все еще нет. Статисты, увы, увы! Праведники заняты в эпизодах. Ну, а фильм снимается ради главных героев – абсолютных праведников!
А как же, простите, с выбором? Хорошо родиться у главы равинского суда Кордовы, рава Маймона и получить имя Моше (рав Моше бен Маймон – РаМБаМ, 1138-1204, Испания – Египет). А если вы родились в африканском племени Мумбы-Юмбы (помните Эллочку-людоедку?) И где же справедливость, т.е. выбор??! Ответ заключается в недооцененном людьми божественном (непредопределенном) свойстве гомо сапиенса – любопытстве!
Задавание вопросов во все времена заканчивалось… обрезанием. Для маловеров – история из семитомника Шимона Дубнова. Был у Карла Великого (годы императорства 800-814) личный духовник (священник, которому Карл исповедовался). Был он очень образованным и любопытным человеком. Обожал спорить с евреями об основах веры. Перешел в иудаизм. За такое продолжали сжигать вплоть до 18 столетия. Но протекция внеисторична. И гиюр сошел ему с рук. Он успел стать довольно известным равином своего поколения.
Духовное взросление человека аналогично движению в сторону первых рядов массовки. А первый ряд – это граница, где помощник помощника Режиссера может дать нам малепусенькую роль. И тогда мы попадем в титры, т.е. в Его Замысел.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|