Суета сует и всяческая суета
Если о недостатке любви мы знаем из нереализованного желания любить и быть любимым, то о собственном величии мы с вами вряд ли догадываемся. И о нем приходится учить, применяя параллельность сфирот именам (сутям) йецер ґара. Но происхождение обязывает. И коль скоро мы дети Творца, то ничто божественное, подлинно великое, нам не чуждо. Напомним, что величие – это способность проявить неограниченное внутри всех ограничений, налагаемых телом и миром.
Способ противодействия сфире ґод исключительно прост и имя ему - препятствие – михшоль. Преодоление препятствий, решение множества проблем (например, скука!) заполняет нашу жизнь, не оставляя в ней места для реализации божественных черт человеческой личности.
Настоящая ненависть
Прежде чем мы перейдем к обсуждению программы, противостоящей нашей вечности, «договоримся о терминах». Вражда – это конфликт (например, арабо-израильский), подразумевающий наличие некой общности (родная Палестина), на которую претендуют обе стороны. Например, договор Гитлера со Сталиным о разделе Польши и разграничении сфер агрессии стыдливо назывался в советское время «пакт о ненападении Молотова-Риббентропа». Демаскирующее название. Заключен 23 августа 1939 года. На момент заключения нет общей границы и ракет. Какое же ненападение выяснилось лишь 17 сентября с нападением СССР на Польшу. До сих о вражде, необходимо зиждущейся на общности[1].
Не так – ненависть. Ее причина – неприятие самого факта вашего существования. А задача наших ненавистников – сжить нас со свету. В переводе на язык духовности – не убить, а гораздо хуже – лишить нас вечности, следующего мира. И, вопреки нашим представлениям о ненависти, эта программа может быть обозначена, как расслабляющий наркотик под названием «идиотское благодушие».
Объяснение будет построено на двух примерах. Во-первых, сам термин из кавычек был придуман товарищем Сталиным в преддверии Большого Террора (1937-1939гг.). Его смысл – после уничтожения буржуазии, офицерства, интеллигенции и крестьян (хозяйственных) товарищам стало казаться, что классовая борьба идет на убыль. А она-то обострялась! И под сталинский топор легли новые сотни тысяч расстрелянных и миллионы репрессированных. Все это под лозунгом борьбы с идиотским благодушием.
Во-вторых, фантастическая повесть из шестидесятых годов прошлого века. Социальная пирамида, где для деклассированных элементов – банк органов[2]. Нет, конечно, условия пятизвездочного отеля, свежайший воздух и ручьи, но вызовы в амбулатории. И кто-то возвращается без ног, а кто-то без глаз, понадобившихся полезному члену общества. А кто-то не возвращается вовсе. Пересадка сердца, печени, позвоночника (все-таки фантастика, но «фантастика ближнего прицела»). Но вопреки здравому смыслу, люди, а зачастую – обрубки людей, продолжали жить/быть источником запчастей для тел граждан. Именно туда после приговора, прибывает герой повести.
Пару дней спустя его вызывают в амбулаторию. Ему везет, на первый раз – обычная донорская порция крови. И тогда он понимает (что и превращает его в главного героя) – страх был, а вот ужаса[3] он не испытывал!?? И он догадывается, что вместе с отличной жратвой и выпивкой все обитатели социального ада получают расслабляющие наркотики.
Герой повести отказывается от пищи, пьет воду из ручьев и, очистив организм, совершает побег. До сих – сюжет, а теперь вернемся к идиотскому благодушию, нашему, не товарища Сталина. О чем мы только не беспокоимся (о здоровье, деньгах, замужестве дочерей, результате выборов и т.д.) – мы не беспокоимся о вечности. Но, согласившись с концепцией, что все временное – временно, как можем мы не беспокоиться о непреходящем, о себе, о своей горячо любимой личности?!?!
Наркотик, который мы постоянно употребляем, называется духовная расслабленность. Душевно/духовное спокойствие – это и есть суть программы сонэ – ненавидящий, старающейся сжить нас с «того свету», ограничивающей нас существованием в материальном мире! Лозунг любого здравомыслящего человека – «лучше нету того свету!». Но вот как раз со здравым смыслом у нас не очень. Доказываю.
Раби Йеґошуа бен Леви (первая половина третьего столетия ихней эры) был, то-ли последним тана, то-ли первым амора, т.е. несомненным праведником. Он стал одним из десяти людей на Земле, не испытавшими шок физической смерти (наряду с Серах бат Ашер, Элияґу ґаНави…). Но, несмотря на все вышеперечисленное, его первый вопрос к Элияґу ґаНави был: «А у меня есть место в следующем мире?» (Трактат «Санґедрин», 108:1). Раби Йеґошуа беспокоится, а мы – нет (не в первую очередь)??!!
Лишь теперь мы можем по достоинству оценить суть «наркотической» программы, чье заслуженное имя – ненависть!
Практический вывод прост и очевиден. Давайте учить Тору (выученное – это то, что переворачивает наше каменное сердце, ибо под лежачий камень…) и начинать по капельке беспокоиться о следующем мире. Собственно, Учеба – единственное противоядие от всех духовных, и не только, ядов.
[1] На иврите слова אוהב – оґев – любящий и אויב – оев – враг разнятся в одной букве.
[2] Сегодня звучит более чем актуально, а тогда, шестьдесят лет назад, чистая фантастика!
[3] На лубянке, в знаменитом здании ГПУ/НКВД/КГБ помещалась до революции страховая компания. И москвичи шутили: раньше здесь был госстрах, а теперь госУжас.
[1] На иврите слова אוהב – оґев – любящий и אויב – оев – враг разнятся в одной букве.
[2] Сегодня звучит более чем актуально, а тогда, шестьдесят лет назад, чистая фантастика!
[3] На лубянке, в знаменитом здании ГПУ/НКВД/КГБ помещалась до революции страховая компания. И москвичи шутили: раньше здесь был госстрах, а теперь госУжас.